facebook_pixel
  • 03 октября 2015, 00:00

    День в истории, 3 октября

    В этот день произошло много знаменательных событий.

    День в истории, 3 октября

    3 октября произошло много знаменательных событий, которые вошли в историю. О самых интересных из них - в материале "360 Подмосковье".

    День в истории, 3 октября | Изображение 1

    Фото: Public domain

    3 октября 1782 года Императрица и Самодержица Российская cв 20-летний юбилей своего царствования учредила орден Святого Владимира для награждения как военных чинов, так и гражданских служащих. Хотя статут ордена дозволял награждение начиная с низших чинов, очередность вручения наград привела к тому, что кавалерами ордена Святого Владимира могли стать лишь высокопоставленные лица, стоящие на верхних ступенях Табеля о рангах. Четвертую степень ордена вручали и за 35-летнюю "беспорочную службу". В таких случаях на левом и правом концах лицевой части креста добавлялась надпись "35 лет". Позднее Екатерина II особым указом определила как дополнительное видимое отличие для знака четвертой степени, получаемого за военные подвиги, бант из орденской ленты. Первым кавалером ордена Святого Владимира четвертой степени с бантом стал капитан-лейтенант Сенявин, вторым -  Барклай-де-Толли. Особо ценились ордена Владимира четвертой степени с бантом как боевые офицерские награды, стоявшие только на ступень ниже ордена Святого Георгия четвертой степени. В день учреждения ордена его кавалерами стали сразу 11 человек, в числе которых были Александр Голицын, Петр Румянцев и Григорий Потемкин. Кавалерами ордена в разное время стали так же Михаил Илларионович Кутузов, Александр фон Гумбольдт, Владимир Иванович Даль, Сергей Львович Пушкин, Николай Константинович Рерих и многие другие.

    День в истории, 3 октября | Изображение 2

    Фото: Public domain

    3 октября 1895 года, ровно 120 лет назад, в селе Константиново под Рязанью родился поэт Сергей Есенин. По окончании школы будущий поэт уехал из родных мест в Москву, где поначалу работал в мясной лавке, а потом в типографии Сытина. В 1913 году Есенин поступил вольнослушателем в Московский городской народный университет. Первые стихи поэта были опубликованы в 1814 году в детском журнале "Мирок". В 1915 году Есенин переезжает в Петроград, где знакомится с Александром Блоком и читает ему свои стихи. В начале 1920-х годов Есенин увлекается имажинизмом, и выпускает в этот период несколько сборников стихов  "Трерядница", "Исповедь хулигана", "Стихи скандалиста", "Москва кабацкая", "Пугачев". Есенин много выступает перед публикой и добивается признания своими озорными и очень трогательными стихами. Осенью 1921 года Сергей Есенин знакомится с танцовщицей Айседорой Дункан. Через полгода, после свадьбы, молодые уезжают в путешествие по странам Европы, а позже посещают США. В газете "Известия" публикуются записки Есенина об Америке "Железный Миргород". Вскоре после возвращения из США брак поэта с Айседорой Дункан распался, и для поэта наступили непростые годы. Есенин активно занимался книгоиздательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке, что занимало почти все его время. Он много путешествовал по стране, посетил Кавказ, несколько раз приезжал на родину в Константиново. В 1924 году поэт решил порвать с имажинизмом. В газетах появляется много критических статей о Есенине. Пишут о его пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках. На Есенина было заведено несколько уголовных дел, в основном по обвинениям в хулиганстве. В итоге поэт попадает в психоневрологическую клинику, но, пробыв там недолго, уезжает в Ленинград, предварительно сняв со сберкнижки почти все деньги. 28 декабря 1925 года Есенина находят мертвым в номере отеля "Англетер". Последнее его стихотворение -  "До свиданья, друг мой, до свиданья…"

    День в истории, 3 октября | Изображение 3

    Фото: Public domain

    3 октября 1968 года состоялся первый полет самого массового в истории страны реактивного пассажирского самолета Ту-154. У самолета было много неофициальных названий: по кодификации НАТО - Careless ("Беззаботный"), на сленге советских пилотов - "Полтинник", "Туполь", "Большая Тушка", или "Аврора". Предварительная разработка советского среднемагистрального самолета нового поколения, предназначавшегося для замены Ту-104, Ан-10 и Ил-18, началась в ОКБ Туполева 1963 году под руководством главного конструктора Маркова. Затем главным конструктором стал Егер, с 1975 года - Шенгардт. В конкурсе также участвовал проект ОКБ Ильюшина Ил-72, который не получил дальнейшего развития. Ставилась задача создать современный пассажирский самолет, не уступающий по своим параметрам созданному в то время Боингу-727. Первый опытный экземпляр с бортовым номером СССР-85000 построен в 1966 году. Первый полет состоялся 3 октября 1968 года (командир корабля Сухов). В 1969 году машину продемонстрировали на авиасалоне в Ле-Бурже. В 1970 году в Куйбышеве, на авиационном заводе № 18 (КуАЗ, ныне "Авиакор") началось серийное производство самолета. В мае 1971 года предсерийные самолеты начали использоваться для перевозки почты из московского аэропорта Внуково в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. На трассы авиакомпании "Аэрофлот" лайнер вышел в начале 1972 года. Первый регулярный рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва - Минеральные Воды Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года (командир корабля Багмут). 2 апреля 1972 года лайнер начал эксплуатироваться на международных авиалиниях - первый международный рейс на Ту-154 был выполнен в берлинский аэропорт Шенефельд. Ту-154 производился серийно с 1970 по 1998 год, пережив несколько модернизаций. Темп выпуска иногда достигал пяти машин в месяц. Девять самолетов были переделаны в грузовые.  Проект первоначально именовался как Ту-154Т, затем Ту-154С. Пять самолетов были переоборудованы в летающие лаборатории и существенно доработаны по программе испытаний космического корабля "Буран". Два из пяти Ту-154ЛЛ могли совершать полностью автоматическую посадку. Две машины были переоборудованы в рамках программы "Открытое небо". Самолеты предназначались для всестороннего контроля за военной деятельностью стран НАТО и СНГ. На базе Ту-154 был создан первый в мире самолет, двигатели которого работали на сжиженном газе (Ту-155). Модификации Ту-154 стали самыми массовыми самолетами в СССР в середине 1980-х годов. На этих самолетах выполнялась значительная доля перевозки авиапассажиров в СССР. Ту-154 летали во многие аэропорты СССР, а также в более чем 80 городов мира. Самолет эксплуатировался, помимо "Аэрофлота", в 235-м правительственном авиаотряде, а также в авиации Вооруженных сил СССР. С 1998 по 2013 годы велось мелкосерийное производство самолетов Ту-154М на самарском заводе "Авиакор". В феврале 2013 года завод, после выпуска борта № 998, сообщил об окончании производства самолета данного типа. Самый массовый советский реактивный пассажирский самолет до конца первого десятилетия XXI века оставался и одним из основных самолетов на маршрутах средней дальности в России.