facebook_pixel
  • 18 января 2016, 00:00

    День в истории, 18 января

    В этот день произошло много знаменательных событий.

    18 января произошло много знаменательных событий, которые вошли в историю. О самых интересных из них - в материале "360".


    18 января 1825 года в Москве открылся Большой театр. В 1776 году императрица Екатерина II повелела губернатору Москвы Петру Урусову создать русский театр в Москве, но первый театр просуществовал недолго. Уже в 1780 году Знаменский театр был уничтожен пожаром.

    Второй театр в столице построил англичанин Мэдокс, бывший в то время компаньоном Урусова. Новое здание на Петровке, названное Петровским театром, просуществовало на 21 год дольше, но тоже погибло в огне.

    Следующий Театр воздвиг на Арбатской площади Карл Росси в 1808 году. Его погубил пожар при нашествии Наполеона в 1812 году.

    Спустя шесть лет была предпринята следующая попытка. Петербургская академия наук объявила конкурс проектов московского театра. Победила работа ректора академии Алексея Михайлова, которую доработал Осип Бове. Строительство началось в 1821 году, и театр вновь вернулся на Петровку. Москвичи были потрясены грандиозностью постройки. Открытие театра состоялось под бурные овации в адрес гения архитектуры Бове и звучание "Торжества муз" Алябьева и Верстовского.
    Пожар в 1853 году мог уничтожить и это здание, но оно пострадало лишь частично. Вновь был объявлен конкурс проектов, на этот раз - восстановления театра, в котором победил Кавос. Теперь театр украсила знаменитая ныне на весь мир скульптурная группа Аполлона русского скульптора Петра Клодта.

    Большой театр открылся после ремонта в 1856 году и сохранил внешний вид до настоящего времени. Недавно прошла современная реконструкция здания Большого театра, начавшаяся в 2005 году и завершившаяся 28 октября 2011 года.
    18 января 1926 года прошла премьера фильма "Броненосец Потемкин" - немой черно-белой художественной картины, снятой Сергеем Эйзенштейном на киностудии "Мосфильм" в 1925 году. Сценарий, по которому был снят фильм, основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года во время восстания на броненосце российского флота "Потемкин".

    Триумфальное шествие фильма началось с кинотеатра "Художественный" на Арбате, называвшегося тогда "Государственный Электротеатр". Первые зрители были поражены не только фильмом, но и премьерной обстановкой. Весь служебный персонал, от билетера до киномеханика, был одет в морскую форму, а фасад кинотеатра переделан в большую модель военного корабля. В подготовке премьеры участвовал Владимир Маяковский.

    Фильм был с восторгом принят на заседании кинокомитета, посвященного 20-летию первой русской революции. За первые три недели проката только в Москве фильм увидели 300 тысяч человек. Очень понравилась картина и в Германии. Когда в одном из немецких городов запретили показ фильма, люди вышли с протестами на улицу, а прокатная фирма через суд добилась разрешения картины, вырезав, правда, около четырех минут самых жестких сцен.

    Эпизод с Потемкинской лестницей до сих пор считается одним из самых сильных по эмоциональному воздействию в мировом кино. Многие критики и сейчас называют "Броненосец Потемкин" лучшим фильмом всех времен и народов. Фильм был дважды озвучен: в первый раз - в 1930 году, повторно - в 1950 году. В 1976 году "Броненосец Потемкин" был восстановлен.

    18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще около года, после прорыва блокады значительно улучшилась обстановка на Ленинградском фронте. Советские войска ударами двух фронтов - Ленинградского с запада и Волховского с востока - начали наступление на вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командовали фронтами генерал-лейтенант Говоров и генерал армии Мерецков.

    12 января 1943 года после артиллерийской подготовки, которая продолжалась два часа 10 минут, 67-я армия Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада. Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация.

    Несмотря на упорное сопротивление немецких войск, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до пяти километров, а 14 января - до двух. Немцы, стремясь любой ценой удержать кольцо, перебрасывали войска с других участков фронта. Окруженная группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам.
    Через шесть дней, 18 января на окраине Рабочего поселка №1 под Шлиссельбургом части 123 стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372 дивизии Волховского фронта. Был полностью освобожден Шлиссельбург и все южное побережье Ладожского озера. К этому дню в Ленинграде оставалось около 800 тысяч человек.

    Когда около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады, ленинградцы стали выходить на улицы, крича и ликуя. Город был украшен флагами, у людей появилось твердое убеждение, что родной город устоит. Несмотря на то, что полностью блокаду сняли лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва был отвоеван лишь узкий коридор шириной 8-11 километров.

    Значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Образовавшаяся прореха восстановила сухопутную связь Ленинграда со страной, и по южному берегу Ладожского озера было начато строительство железной дороги Шлиссельбург-Поляны протяженностью 36 километров. 6 февраля по ней уже пошли поезда в Ленинград.