20 октября 2016, 09:09

Что такое эшелонирование и к каким экстренным ситуациям готовят авиадиспетчеров

Читать 360tv в

-

20 октября 1961 года в Амстердаме (Нидерланды) была основана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Дата считается днем учреждения Международного дня авиадиспетчера — профессионального праздника, который отмечается в годовщину создания организации.

Реклама

Большинство россиян часто летают на самолетах, но немного знают о людях, которые обеспечивают безопасность их передвижения. О профессии авиадиспетчера «360» рассказал заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Сергей Погребнов.

Фото: Алексей Куденко\РИА Новости

— Хватает ли диспетчеров в России или существует недобор?

— В настоящее время недобора нет. Однако существует проблема высокого среднего возраста авиадиспетчеров в России. Это связано с тем, что в 1990-х и в начале 2000-х молодежь в профессию шла неохотно и имелись определенные проблемы с профессиональной подготовкой. А ведь авиадиспетчер по закону имеет право выйти на пенсию уже в 50 лет (женщины — в 45). Впрочем, в последние годы появилась положительная возрастная динамика.

В аэронавигацию идет все больше молодых людей и девушек. Это связано с эффективной работой по профориентации, которая ведется Госкорпорацией по ОрВД [организации воздушного движения] в среде абитуриентов и студентов вузов, а также с высоким уровнем зарплат и серьезными социальными льготами, которые предоставляются авиадиспетчерам. Хорошая медицинская страховка, помощь в приобретении жилья, продолжительный отпуск, бесплатные занятия спортом, льготный или бесплатный перелет на отдых в любую точку земного шара раз в год — это то, на что реально может рассчитывать приходящий в профессию молодой специалист.

Фото: Алексей Куденко\РИА Новости

— Что такое эшелонирование?

— Для обеспечения безопасности полетов во всем мире применяется эшелонирование. Это создание интервалов по высоте и расстоянию между находящимися в полете воздушными судами (ВС), позволяющих предотвратить опасные сближения и столкновения. Продольное эшелонирование — рассредоточение воздушных судов на одной высоте по временным интервалам и расстоянию между ними.

Эшелон при вертикальном эшелонировании — рассчитанная при стандартном давлении и отстоящая от других высот на величину установленных интервалов высота, которая выражается в сотнях футов [1 фут — 0,3048 метра]. Вертикальное эшелонирование осуществляется по полукруговой системе. Направления полетов от эшелона к эшелону чередуются: один — с запада на восток, выше — с востока на запад и так далее.

Боковое эшелонирование — рассредоточение ВС [воздушных судов] на одной высоте по расстоянию между траекториями их пути. В других случаях — по угловому смещению. Золотое правило бокового эшелонирования — при наборе высоты или снижении ВС должно придерживаться правой стороны трассы, идти чуть-чуть правее ее условного центра. Контроль над соблюдением эшелонирования воздушными судами осуществляет авиадиспетчер.

Фото: Алексей Куденко\РИА Новости

— Как авиадиспетчеров готовят к экстренным ситуациям? Как часто они случаются?

— Отработку действий в экстренных ситуациях диспетчер обслуживания воздушного движения [ОВД] проходит на специальных тренажерных комплексах под руководством опытных диспетчеров-инструкторов. Подготовиться к форс-мажору, кроме как посредством постоянной практики, невозможно. Экстренные ситуации случаются не так уж часто, но готовиться к ним надо постоянно.

— Какие именно бываю экстренные ситуации?

— Например, когда из-за погодных условий или других обстоятельств несколько десятков ВС одновременно вынуждены отправиться на один и тот же аэродром. Или когда командир воздушного судна допускает ошибку, которая может привести к опасному сближению с другим ВС. Или когда кому-то на борту требуется срочная медицинская помощь, и из-за этого самолет просит незапланированную посадку, для чего требуется оперативно расчистить воздушное пространство на подходе к аэродрому и освободить взлетно-посадочную полосу [ВПП].

Или когда воздушное судно совершает аварийную посадку в связи с техническими неисправностями. Не говоря уж о несанкционированных выездах аэродромной техники на взлетно-посадочную полосу или захватах бортов террористами. Бывают и курьезы. Например, в виде животных, выбегающих на летное поле. Вариантов, к сожалению, очень много. Про это даже песни пишут.

 

— Есть ли у авиадиспетчеров профессиональные заболевания?

— По психоэмоциональной нагрузке эта профессия считается одной из самых ответственных и опасных, ведь данный специалист отвечает за сохранность не только техники, но и человеческих жизней. Кроме того, учитывая, что авиадиспетчер постоянно должен следить за ВС посредством монитора и быть на связи с экипажами, серьезная нагрузка выпадает на органы зрения и слуха. Из-за регулярного стресса проблемы могут начаться с сердечно-сосудистой системой, из-за частых ночных смен — с органами пищеварения.

Рабочее же место авиадиспетчера обязательно должно быть эргономичным, чтобы из-за сидения в неудобных позах не возникало проблем с позвоночником и суставами. Учитывая специфику работы, функции авиадиспетчера могут выполнять только люди со специальной подготовкой и высокой физической и эмоциональной выносливостью.

Фото: Алексей Даничев\РИА Новости

— Чем российские диспетчеры отличаются от иностранных коллег?

— Российские диспетчеры радикально ничем от своих иностранных коллег не отличаются. Это не удивительно — функционал в целом одинаков, а работа накладывает похожий отпечаток на людей. Соответственно, схож менталитет, схожи желания и реакции. Авиадиспетчеры из разных стран с легкостью найдут общий язык. Даже профессиональный юмор перекликается. Различия лишь в особенностях национальных характеров. Но если говорить непосредственно о работе, то надо понимать, что в мире нет двух одинаковых аэропортов, двух одинаковых воздушных зон. Соответственно, у каждого авиадиспетчера, работающего в том или ином аэропорту или центре управления полетами, свой профессиональный опыт, свои профессиональные подходы, повадки.

— Какие ситуации можно привести в качестве примера виртуозной работы авиадиспетчеров?

— Один из самых ярких примеров работы авиадиспетчеров последних лет — обеспечение проведения воздушной части Парада Победы над Красной площадью в Москве 9 мая 2015 года. Собрать в жестких временных рамках несколько десятков самолетов и вертолетов, которые взлетают с разных аэродромов региона, в единый строй, а потом распустить построение, обеспечив безопасность полетов — это поистине высший пилотаж. Судите сами.

 

— Чем работа гражданского диспетчера отличается от военного?

— Работа гражданского диспетчера от военного отличается тем, что военный диспетчер осуществляет управление воздушным движением государственной авиации только в строго ограниченных районах ответственности вне воздушных трасс и в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства обороны Российской Федерации. Впрочем, сейчас в России формальное разделение на гражданских и военных авиадиспетчеров отсутствует. А чисто с технической точки зрения — при управлении государственной и гражданской авиацией приходится решать разные задачи в разной динамике процесса.

Фото: Евгений Биятов\РИА Новости

— Чем советские стандарты работы авиадиспетчера отличаются от российских?

— Отличие существующих нормативных правовых документов по организации воздушного движения от советских стандартов заключается в том, что существующее воздушное законодательство Российской Федерации гармонизировано с правилами и стандартами ИКАО [Международная организация гражданской авиации]. С 17 ноября 2011 года Россия отказалась от метрической системы эшелонирования, использовавшейся в СССР. Теперь применяется эшелонирование на основе номерных эшелонов. Выше эшелона перехода наименование данных эшелонов соответствует высоте в сотнях футов и абсолютным (относительным) высотам в метрах. Ниже эшелона перехода — только в метрах.

С 1 мая 2013 года для ВС открыто воздушное пространство над Москвой выше 8100 метров. Раньше московское небо было полностью закрытым.

Кроме того, стоит отметить, что активно идет процесс технического «перевооружения» авиадиспетчеров, автоматизации их рабочих мест, укрупнения центров ОВД и ввода новых схем организации воздушного движения, что позволяет сделать работу «небесных лоцманов» более эффективной, увеличив пропускную способность воздушных трасс и аэропортов.

 

Реклама

Реклама