• Чего добилась антиалкогольная кампания в России за 7 лет

    Чего добилась антиалкогольная кампания в России за 7 лет

    По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в самом начале ХХ века в России пили меньше всего. По сравнению со странами Европы. А вот с 70-х показатели поползли вверх, и к веку XXI, а если быть точными к 2010 году, Россия оказалась на четвертом месте в мире по количеству выпитого на душу населения.

    В правительстве таким данным ужаснулись и разработали целую концепцию, как масштабы злоупотребления понизить. Вся антиалкогольная кампания и тот набор законов, который у нас есть сегодня — результат этой программы. Так давайте же вспомним, как мы к этому пришли.

    Реклама алкоголя

    В 2010 году президент, на тот момент Дмитрий Медведев, подписал вышеупомянутую концепцию и поставил цель: за следующие 10 лет снизить уровень потребления алкоголя в стране на 70%, то есть с 18 литров в год до 5,5 литров в год на человека. В магазинах перестали продавать спиртное несовершеннолетним (младше 18 лет). В том числе пиво. А затем запретили показывать рекламу «пенного» в эфире телеканалов.

    Остальные напитки исчезли с экранов двумя годами ранее. Табу распространили также на печатные СМИ и интернет. К концу 2013-го объем рынка пива в России снизился на 8%.

    Чего добилась антиалкогольная кампания в России за 7 лет | Изображение 1

    Но полное ограничение продержалось недолго. Уже в 2014-м Госдума вновь разрешает рекламу пива во время спортивных трансляций, а год спустя на радио и ТВ разрешили вернуть вино и шампанское, но только отечественного производства и только ночью (с 23:00 до 07:00). Правда, пока ни один винодел заявку не подал, законодательную базу еще дорабатывают. В целом же, на количестве выпитого манипуляции с рекламой особо не отразились. Россия осталась на своем четвертом месте в мировом алкотопе. А вот СМИ понесли существенные потери.

    Ограничения на продажу и распитие

    Второй этап кампании запустили в 2013-м, и тут уже ограничения коснулись улиц, магазинов и транспорта. Спиртное запретили продавать в ларьках, на вокзалах, заправках, в любых местах массового скопления людей. Да что там продавать — пить в общественных местах тоже запретили. Это касается дворов, детских площадок, парков, скверов и так далее. Тогда же ограничили и время продажи алкоголя. В Федеральном законе обозначены рамки — с 23:00 до 08:00. Но субъекты Федерации могут расширять эти рамки на свое усмотрение.

    Чего добилась антиалкогольная кампания в России за 7 лет | Изображение 2

    Например, Москва так и решила: час «Икс» — это 23:00, а Подмосковье поначалу закрывало прилавки с алкоголем в 21:00. Правда, потом пришлось уравняться с соседом. А вот в Ульяновской области запрет действует с 20:00. В Чечне и вовсе, чтобы взять вино или пиво, у вас есть всего два часа в день, с 08:00 до 10:00. И, видимо, эти меры дают свой положительный результат. В Национальном рейтинге трезвости — есть у нас в стране и такой — именно Чечня возглавляет десятку «наименее пьющих». Худшие показатели в Магадане, на Чукотке и в Республике Коми. Московский регион на 28-м месте.

    Чего добилась антиалкогольная кампания в России за 7 лет | Изображение 3

    Результаты

    За годы реализации концепции удалось добиться определенного эффекта. Россия отыграла два пункта, и теперь занимает не четвертое, а шестое место в мире среди пьющих стран. Россияне стали пить почти в два раза меньше — не 18 литров в год, как прежде, а 10 литров в год на душу населения. Впрочем, до восьми литров в год, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения, нам еще далеко. А главное и самое тревожное, что указанные 10 — это легальная торговля.

    Две трети спиртного в нашей стране продается нелегально и статистикой не учитывается, и это одна из главных причин атаки депутатов на маленькие магазины.

    На подходе и другие идеи: запретить скидки на алкоголь и его продажу людям младше 21 года. Пока это только предложения.

    Наталья Храмова