26 декабря 2015, 14:23

"Броненосец "Потемкин": интерпретация Эйзенштейна и реальность

Читать 360tv в

-

21 декабря 1925 года на торжественном заседании, посвященном юбилею революции 1905 года, которое проходило в Большом Театре, был впервые представлен фильм "Броненосец "Потемкин". Третья картина молодого режиссера Сергея Эйзенштейна не только вызвал овации публики, но и прославила своего создателя. Фильм с успехом прошел по экранам советских республик, а затем "Броненосец Потемкин" кардинально перевернул жизнь самого Эйзенштейна и был признан одним из лучших фильмов всех времен. Но обо всем по порядку.

В 1925 году комиссия ВЦИКа приняла решение, что такое знаменательное событие как 20-летие первой русской революции не должно остаться незамеченным. Написание сценария о восстании на броненосце "Князь Потемкин-Таврический" было поручено Нине Агаджановой, а постановка картины - 27-летнему Эйзенштейну. На тот момент он уже снял "Дневник Глумова" и эталонно революционную картину "Стачка", после которой доверие советского руководства к режиссеру было высоко.

Первоначальный сценарий "Броненосца "Потемкина" был сагой о революции 1905 года. Планировалось осветить все ее эпизоды, такие как русско-японская война, геноцид армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Все это должно было сниматься в нескольких городах СССР. Но так как сценарий был утвержден только 4 июня, а фильм надо было доснять до конца года (семь месяцев - ничтожный срок для кинопроизводства), Эйзенштейну пришлось импровизировать. Он вырезал большую часть сценария, оставив лишь эпизод с восстанием на броненосце.

Эйзенштейн существенно переработал сценарий и сместил акценты с глобальной революции на локальную трагедию. Съемки прошли в Одессе, где обнаружился похожий на "Потемкина" броненосец "Двенадцать Апостолов" (сам герой фильма в то время уже давно был списан в утиль). Пытаясь хоть как-то справиться со сроками, Эйзенштейн включил в фильм эпизоды, изначально отсутствовавшие в сценарии, например, сцену шторма в начале картины.

Снятый в сжатые сроки фильм после выхода на экраны сорвал кассу.В 1954 году он был признан "одним из лучших" (а наснимали картин за 29 лет достаточно). В 1958 году он стал первым среди двенадцати самых лучших фильмов всех времен и народов по результатам международного опроса критиков. В 1978 году "Броненосец Потемкин" - первый среди ста лучших фильмов, по мнению киноведов мира.

В рейтинге британского журнала Sight & Sound, в котором были собраны десять самых значительных фильмов мирового кино, "Броненосец "Потемкин" присутствовал шесть раз подряд с 1952 года по 2002 год (рейтинг обновлялся каждые десять лет).

Эта картина оказала огромное влияние на становление кинематографа как искусства. По ней написано множество критических статей, разбору "Броненосца "Потемкина" посвящены целые книги, фильм входит в обязательную программу любого институте кинематографии.

Обычный зритель полностью доверяет тому, как Эйзенштейн трактовал события 1905 года. "360 Подмосковье" решил проверить, что в этой картине правда, а что художественный вымысел.

 

Начало восстания на корабле

В фильме восстание на броненосце началось из-за борща, сваренного для всей команды из тухлого мяса. Офицеры, обращавшиеся с командой как с животными, были возмущены отказом матросов есть мясо. По их мнению, команда слишком изнежилась на щедром матросском пайке. Тем более, корабельный врач С.Е. Смирнов подтвердил, что борщ был нормальным, правда, лишь на взгляд.

Матросы, вместо того, чтобы успокоиться, начали пререкаться. Главные офицеры - старая гвардия, "прогнившая насквозь", решила демонстративно наказать часть матросов и расстрелять их на глазах всей команды.

В реальности события развивались почти также. Залежалая свинина была куплена корабельным мичманом за копейки. Все матросы знали это, и, по их словам, на кусках мяса были видны "маленькие белые черви". С другой стороны, матросам в жарком Черном море часто приходилось есть мясо "с душком" (холодильника-то у них не было), и возмущение это у них вызывало редко. Единственный матрос, который попробовал борщ - ученик кочегара Е. Ф. Резцов - с радостью съел свою порцию и назвал суп "вкусным и жирным". Врач Смирнов свою порцию тоже съел, полностью.

Главную ошибку офицеры, а точнее капитан 2-го ранга И. И. Гиляровский и командир корабля капитан 1-го ранга Е. Н. Голиков, совершили, когда захотели публично наказать всю команду. Они сказали: "Кто хочет кушать борщ - выйти к 12-дюймовой башне. А кто не хочет - для тех на корабле имеются ноки!". Один за другим матросы стали выходить из общего строя к башне, опасаясь, что их имена будут записаны в реестр нарушителей, что повлекло бы за собой серьезные штрафы, гауптвахту и различные физические наказания.

Все матросы потянулись к башне, но внезапно Гиляровский остановил тридцать из них и приказал записать их фамилии. Это были случайные жертвы, не упертые бунтовщики. Такая несправедливость вызвала резкое осуждение со стороны матросов. Толпа у башни начала заводиться, кто-то начал выкрикивать угрозы в сторону офицеров. Когда капитан Голиков упомянул брезент с весельного баркаса, терпение толпы лопнуло. А все от того, что обычно на кораблях проводили расстрелы матросов, закрывая их с головы до ног брезентом.

Еще одной причиной, по которой произошло восстание, могла стать предобеденная чарка водки. Как писал историк Ю.П. Кардашев этот фактор оказал большое (если не решающее) значение в конфликте.

Восстание на корабле

В фильме восставшие под предводительством матроса В.Г. Вакуленчука быстро разоружают и берут под арест корабельных офицеров. Вакуленчук первым стреляет в офицера, а затем погибает от рук коварного Гиляровского, который стреляет предводителю восстания в спину. Но это не останавливает восставших, которые быстро и решительно захватывают корабль. Тело героя Вакуленчука с почестями отправляют в Одессу.

В реальной жизни матрос Вакуленчук не был зачинщиком восстания, но он действительно первым выстрелил в своего командира - старшего артиллерийского офицера лейтенанта Л.К. Неупокоева. Все произошло после того, как кочегар В.З. Никишин выстрелил в пролетающую над броненосцем чайку. Зачем он это сделал, и чем угрожала чайка самому современному кораблю российского флота - история умалчивает. Но этим Никишин спровоцировал дальнейшую стрельбу.

Несмотря на то, что в фильме бунт показан, как торжество справедливых матросов над офицерским составом, который всегда был готов выстрелить безоружному в спину, в реальности все было скорее наоборот. Матросы с помощью переметнувшихся на сторону бунта караульных, быстро взяли под контроль весь корабль. Часть офицеров выпрыгнула за борт, а часть - спряталась в стальном чреве корабля.

Тех, кто выпрыгнул за борт, матросы расстреляли, считая, что те, кто боится расправы, уж точно в чем-то виноваты. Вместе с офицерами в суматохе бунта за борт выпрыгнули еще и молодые матросы, которые, видимо, просто запаниковали. Их тоже нашли пули.

Офицеров, которые спрятались в трюмах, вытащили. Часть посадили под арест, а часть была расстреляна или, того хуже, забита прикладами (как священник отец Пармен). Корабельный врач Смирнов был выкинут за борт. В общем и целом во время бунта погибло семь офицеров корабля и четыре матроса.

После окончания бунта матросы приготовили себе новый обед и дальше… А что делать дальше они не знали, так как никакого предварительного плана восстания не было. Командой было принято решение пойти в Одессу, объявив себя "территорией Свободной России". В одесском порту матросы могли бы пополнить запасы провизии, топлива и боеприпасов. По пути они захватили миноносец №267, шедший тем же курсом позади "Потемкина".

Несмотря на революционность основной части команды, кажется, "матросские суды" над младшими офицерами не всем пришлись по душе. Вот какое послание в бутылке отправил шкипер Т.С. Зубченков через несколько дней после бунта.

Православные люди! Прошу сообщить моей дорогой жене и деткам, что я умираю не от врага, а от руки своего брата. Был два раза на смертельном одре, то есть 14 июня и 16. По милости трюмного механика Коваленко, артиллерийского кондуктора Шапорева, боцмана Мурзака я оставлен еще на мучения и каждую минуту жду смерти, только не знаю, какова она будет. Дорогая Маруся, прошу, прости меня. Я умираю за Веру, Царя и Отечество. Крепко вас обнимаю предсмертною рукою. 19 июня 1905 года. Ответ не пиши, а похорони меня на севастопольском кладбище.

Одесская лестница

В фильме показано, что после похорон героического Вакуленчука Одесса "жила одной жизнью" с броненосцем "Потемкиным". Обычные жители пришли в порт, чтобы помочь революционному кораблю - кто провизией, кто материалами, а кто просто добрым словом. Когда броненосец уже отдал швартовые, все пришедшие в порт жители города высыпали на портовую лестницу, чтобы помахать матросам напоследок.

И вдруг!

По абсолютно мирным жителям как катком прошлись кровожадные царские войска, расстреливая каждого встречного без какого-либо смысла и пощады. Шокированные этим кровавым зрелищем матросы решили расстрелять основные административные здания Одессы - штаб генералов, например.

В реальности все было по-другому. Показательные похороы Вакуленчука были организованы социал-демократами Одессы. Это была попытка создать образ мученика революции. Похороны действительно стали местом сборища политически активного населения, правда, количество пришедших неизвестно.

Вместо жестокого подавления восстания на Одесской лестнице в реальной жизни войска лишь держали оцепление вокруг порта, опасаясь обстрела с корабля.

Пока между войсками и кораблем сохранялся паритет в порту бесчинствовали преступники. Склады с продовольствием и боеприпасами грабили, а затем поджигали, мирных жителей убивали на улице, если они пытались потушить пожары. Войска стреляли по тем, кто пытался прорвать оцепление, и двинулись на приступ лишь к рассвету. Жертвами погромов, пожаров и криминальных разборок стали около 120 человек.

Рапорт ротмистра Одесского жандармского полицейского управления железных дорог Делянова:

15 сего июня бесчинствующая толпа в Порту в 11 часов вечера подожгла эстакаду, а затем последовательно в 11 часов 30 минут сожгла рампы, 16 сего же июня в 1 час 15 минут ночи станцию Одесса-порт и все склады в районе упомянутой станции. Пожаром уничтожены все здания, эстакада. Остались целыми конюшенное здание новое и пост № 2. Сгорело около 100 вагонов. Войска с 2 часов ночи действовали оружием. Количество жертв пока не представляется возможным установить. Посторонняя толпа не позволяла тушить огонь только при содействии войск в 2 часа ночи приступили к тушению. Пожар продолжается.

 

В финале фильма "Потемкин" вышел на бой со всей царской эскадрой. Корабли окружили революционный броненосец. Матросы замерли, готовые отдать жизни за ту свободу, которую они вырвали силой. Но внезапно на палубы всех кораблей высыпали матросы, которые радостно приветствовали команду броненосца.

"И гордо вея красным флагом свободы, без единого выстрела, прошел мятежный броненосец сквозь ряды эскадры".

"Потемкин" действительно проплыл мимо эскадры без единого выстрела (что впоследствии назовут "немым боем"). Команда броненосца поверила в то, что фортуна на их стороне, и второй раз провела корабль сквозь царские военные суда. В конце концов, "Потемкин" ушел в море и позднее появился у румынского порта Констанцы, где его команда сдалась румынскому правительству.

Каков же итог этой революционной эскапады? Как не печально, но бунт броненосца "Потемкина" не помог никому. Революционное правительство считало "Потемкин" самым революционно "отсталым" кораблем флота и никак не было готово к появлению такого союзника.

Вот что писал Ленин по поводу броненосца:

Задания очень серьезные. Вам известно, что броненосец "Потемкин" находится в Одессе. Есть опасения, что одесские товарищи не сумеют как следует использовать вспыхнувшее на нем восстание. Постарайтесь во что бы то ни стало попасть на броненосец, убедите матросов действовать решительно и быстро. Добейтесь, чтобы немедленно был сделан десант. В крайнем случае, не останавливайтесь перед бомбардировкой правительственных учреждений. Город нужно захватить в наши руки. Затем немедленно вооружите рабочих и самым решительным образом агитируйте среди крестьян. На эту работу бросьте, возможно, больше наличных сил одесской организации. В прокламациях и устно зовите крестьян.

Возможно, если бы курьер вождя успел прибыть до отплытия "Потемкина", история эта закончилась бы иначе.

Несколько мятежей, вдохновленных примером "Потемкина", заканчивались почти сразу после начала. А сами "потемкинцы" в вынужденной эмиграции бедствовали и не могли вернуться на родину.

Ян Ваховский

Ира Загребаева

Реклама

Реклама