facebook_pixel
  • 12 июля 2021, 11:26

    Переработчики шин пожаловались на подрыв деятельности из-за массовой подделки актов утилизации отходов

    До конца года вступят в силу новые нормативные акты по обновленной концепции Расширенной ответственности производителей (РОП), которые обяжут производителей полностью отвечать за утилизацию упаковки — перерабатывать ее самостоятельно или платить экосбор. Экосбор пойдет на создание инфраструктуры по переработке отходов, поддержку компаний. Но пока новые правила не вступили в силу, честные игроки рынка лишаются средств из-за тех, кто «рисует документы» об утилизации. Переработчикам шин новая система РОП поможет наконец получить поддержку благодаря экосбору. Сейчас же большинство из них оказываются за бортом инвестиционного инструмента, рассказали промышленники.

    Переработчики шин пожаловались на подрыв деятельности из-за массовой подделки актов утилизации отходов

    «Компании занимались виртуальной утилизацией, рисуя документы»

    С 2022 года за 100% утилизацию упаковки своих товаров производители будут платить экологический сбор. За его собираемость будет отвечать РЭО. Чтобы сделать систему максимально прозрачной и понятной, заработает специальная система реестров — производителей, импортеров, товаров, упаковки, а также тех, кто имеет отношение к обращению с отходами. Благодаря этой системе можно будет видеть все этапы сбора средств и убрать лазейки для недобросовестных компаний.

    Для тех компаний, которые работали в рамках РОП, объективные потери составляли 50−70% от ставки экологического сбора, умноженного соответственно на тонну собранных переработанных отходов. Об этом рассказал Владимир Аленцин, зампредседателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, генеральный директор Комбината экологического обслуживания (утилизация шин). Это происходило за счет фактического занижения действующей ставки экосбора со стороны производителей и импортеров.

    «В действующих контрактах количество денег умножалось на 40−60% от ставки экосбора. Это происходило за счет давления черного рынка, и компаний, занимающихся виртуальной утилизацией, рисовавших документы. Надеемся, реформа устранит диспропорцию. ТПП РФ направляла механизм борьбы с этой проблемой. Соответственно, значительная доля бизнеса не имела доступа финансирования за счет РОП. В этом случае, их недополученная поддержка составляла 100%».

    По словам Аленцина, на площадке ТПП РФ объединены около 170 компаний в сфере переработки шин. 24 предприятия финансировались Ассоциацией производителей и импортеров шин. Остальные находятся за бортом инвестиционного инструмента.

    «Прошедший период РОП характеризовался сложностями»

    Расширенная ответственность производителей заработала еще шесть лет назад. Однако все это время действовала на доверительной основе. С вступлением в силу обновленной концепции, по которой платит — загрязнитель, заработает федеральная схема по обращению с отходами, станет возможной прослеживаемость отходов, а также будет исключена возможность подделки актов утилизации.

    Как отметил Аленцин, отрасль не ждет вступления в силу РОП, потому что работает в ней уже с 2015 года, за это время нормативные акты постоянно менялись. Но до 2022 года будет принято множество документов в рамках совершенствования механизма РОП.

    «Прошедший период РОП характеризовался сложностями, неспособностью государства вовлечь субъекты, которые несут ответственность. Это привлечение производителей и импортеров к исполнению своих обязанностей. Отсутствием эффективного контроля за фактом самостоятельного исполнения РОП. Отсутствием распределения средств, которые собирали в бюджет в рамках РОП на его исполнение. Надеемся, что те изменения, которые сейчас происходят в РОП, решат перечисленные проблемы. Наступление РОП уже произошло».

    Аленцин также назвал РОП единственным инструментом, который помогает развивать систему сбора таких групп отходов, как масла, шины, электроника и так далее.

    «Закрытость информации делает рынок нестабильным»

    Переработчики шин пожаловались на подрыв деятельности из-за массовой подделки актов утилизации отходов | Изображение 1Источник фото: РИА «Новости»

    Руководитель НИИНТЦ «ДорНау» (утилизация шин) Александр Варьгин обратил внимание на непрозрачность платежей, что повышает риски в плане производства и конкурентоспособности, мешает выстраивать грамотную модель развития бизнеса по этому направлению. Новая система РОП, напротив, подразумевает создание электронной системы, которая позволит сделать отрасль по обращению с отходами и в частности процесс утилизации более прозрачными.

    «Мы не имеем опыт данной деятельности ни по одному нашему производству, хотя вся выпускаемая продукция использует вторичные материальные ресурсы, попадающие под систему РОП. По данным наших коллег из Нижегородской области, усилия, затрачиваемые на подготовку документов, не стоят полученной компенсации, но это только единичное мнение. Закрытость информации по суммам платежей игрокам рынка делает рынок переработки нестабильным с производственными и конкурентными рисками и не позволяет выстроить стратегическую политику развития данного направления бизнеса».

    Что касается подделки актов утилизации, то компания сама с этим явлением не успела столкнуться, однако подчеркивает, что это мешает внедрять современные технологии по утилизации.

    «Мы не сталкивались с данным явлением на этом направлении, но в сфере работы с промышленными отходами именно это и не позволяет внедрить современные, безопасные технологии утилизации, которые стоят существенно больше, чем листок бумаги и принтер. Не удивлюсь, что это имеет место и в сфере переработки шин».

    «Полученные средства не влияют на бизнес компании»

    Переработчики шин пожаловались на подрыв деятельности из-за массовой подделки актов утилизации отходов | Изображение 2Источник фото: РИА «Новости»

    Крупнейший утилизатор шин в России ООО «ЧРЗ» получает средства за счет РОП, которые затем распределяет на развитие инфраструктуры. Это положительный пример того, как должен работать механизм Расширенной ответственности производителей. Коммерческий директор компании Николай Козин отметил, что благодаря полученным средствам удалось значительно улучшить инфраструктуру по утилизации шин.

    «Наш бизнес строится на принципах устойчивого развития и предполагает как развитие товаров, производимых из отходов шин, так и поддержку социальной функции по экологически безопасной утилизации отходов.

    Средства, полученные нами в рамках договоров о РОП от производителей и импортеров шин, расходуются нами на выполнение, в общем, социальной функции по обеспечению раздельного сбора отходов в части сбора и утилизации отработанных автомобильных шин. Полученные средства позволили значительно улучшить эту инфраструктуру, но не влияют существенно на бизнес компании».

    «Окрасить платежи»

    В России новая система РОП вступит в силу с 2022 года. Законопроект сейчас находится на обсуждении. Он предусматривает создание Фонда РОП. Предполагается, что средства Фонда будут расходоваться по четким правилам, определенным правительством.

    «Важно понимать, что создание специального Фонда РОП позволит „окрасить“ платежи в рамках экосбора. И это будет гарантировать целевое расходование средств — на „зеленые“ проекты. Фонд сможет иметь обязательства за пределами бюджетного периода, то есть мы сможем без излишних административных процедур организовать планомерную системную работу по развитию рынка переработки отходов. Не будет излишних административных процедур. Мы сможем реализовывать долгосрочные инвестпрограммы на 10 и более лет», — поясняет генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев.

    Он также напомнил, зачем началась реформа РОП. «Главная цель всех нововведений по РОП — сформировать экономику замкнутого цикла. Чтобы мы как можно больше вторсырья вовлекали во вторичный оборот и отказались от „неэкологичной“ упаковки, которая не перерабатывается, а разлагается на полигонах», — добавил Денис Буцаев.