facebook_pixel
  • 25 мая 2018, 09:44

    Чиновники сегодня вообще не боятся общаться с бизнесом — гендиректор АСИ Светлана Чупшева

    Студия «360» продолжает работу на Санкт‐Петербургском международном экономическом форуме. Уже подписан договор между Московской областью и Агентством стратегических инициатив. Об этом и не только говорим с генеральным директором АСИ Светланой Чупшевой.

    Чиновники сегодня вообще не боятся общаться с бизнесом — гендиректор АСИ Светлана Чупшева

    — Светлана Витальевна, здравствуйте. Понятно, что мы встречаемся с Вами в преддверии оглашения нацрейтинга, понятно, что все в секрете, но хотя бы приоткройте завесу тайны: Московская область в лидерах? Лидеры — это 20-ка, десятка, пятерка?

    — Сейчас сложно определить лидеров, потому что рейтингу пять лет, и динамика абсолютно положительная, конкуренция возрастает среди регионов. По сути, регионы в жесткой борьбе уже наступают друг другу на пятки в улучшении инвестиционного климата. Мы всегда озвучиваем топ-20 регионов-лидеров и, конечно, ждем губернаторов всех субъектов на презентации.

    — Мы заговорили про большую конкуренцию. Хочется понять, между первым и десятым местом разница большая в показателях?

    — Чтобы в этом году остаться на месте, нужно было улучшить семь показателей из 44-х. А чтобы вырасти в позициях, нужно было улучшить 50% показателей — то есть больше 20-ти. Поэтому, действительно, для регионов огромный вызов, если каждый показатель — это серьезная работа, и не одного дня. Хочу сказать, что, действительно, регионам было сложно и удержаться на одной позиции, а тем более сложно было продвинуться.

    — А вообще эта конкуренция дает результаты? Регионы хотят показывать результаты?

    — Безусловно. Хочу сказать, что за пять лет сформировался такой здоровый спортивный интерес у губернаторов и проектных команд, которые работают в регионах, потому что каждый смотрит, как получается у соседа, как получается у регионов, которые вошли в топ-20, что они для этого делают. Очень много коллег обмениваются друг с другом, и мы на платформе информационного ресурса «Регион-1» выкладываем все лучшие практики регионов по всем направлениям рейтинга. Проводим образовательные сессии для региональных команд, куда приглашаем и бизнес, и муниципалитеты, и представителей федеральных органов власти, чтобы улучшение инвестиционного климата стало общей задачей для субъектов. И конечно, как мне кажется, проект нашел отклик и у чиновников, и у бизнеса. Безусловно, за этим следуют очевидные результаты, которые мы видим в улучшенной и вновь созданной инфраструктуре, в новых формах поддержки, в сокращении сроков процедур для бизнеса ввода и строительства нового инвестиционного проекта.

    — Хочу спросить о методике, за пять лет она изменилась или нет? Возьмем показатель подключения к электросетям. Для примера — как проводится оценка? Допустим, берут десять предпринимателей, проводится опрос. Кто-то говорит «хорошо подключался», кто-то «плохо». А что делать тем регионам, где никто не подключался вот из этих десяти? Например, Чукотка. Нулевые показатели, но это же не значит, что это плохие регионы?

    — Методику мы не меняли принципиально. Потому что нам необходимо было наработать и набрать массивы данных по регионам, чтобы говорить о каких-то лучших практиках, о каких-то изменениях кардинальных, которые требуются в этой сфере, и сравнивать, насколько они работают. По каким принципам формируется методика? 75% — это именно опросы, и 25% — это региональная и федеральная статистика. Если мы говорим об опросах в части подключения к электросетям, то мы спрашиваем, за сколько, за какой срок вы подключали модельный объект до 150 киловатт в час, чтобы это были сопоставимые объекты от региона к региону.

    — Сколько процедур? Какие? Респондент перечисляет, а мы даем ему определенные подсказки. И исходя из его ответов, удовлетворенности этой услугой, формируется некая оценка по каждому показателю каждого региона. Если респондентов недостаточно — как для малонаселенных пунктов и крайнего Севера — та же Чукотка, Еврейская автономная область — мы просто снижаем вот эту границу, порог респондентов. То есть, если в обычном регионе нам достаточно 25-ти респондентов, тех, кто получил услугу, то для таких малонаселенных регионов мы этот порог снижаем до пяти или даже трех респондентов. И этой оценкой и пользуемся как репрезентативной.

    — 25 процентов — это статистические данные? Вот, допустим, развитие малого бизнеса — есть такой показатель. В числителе — количество населения, в знаменателе — число предпринимателей. Если взять Московскую область, то число жителей растет гораздо больше и гораздо быстрее, чем число бизнесменов. Что в таких случаях делать?

    — Это абсолютно правильный и сопоставимый показатель. Потому что тут, в том числе, мы смотрим эффективность мер поддержки и по вовлечению и поддержке малого бизнеса. Ведь чем больше население, соответственно, тем больше должен быть показатель численности МСП, если мы говорим, что действительно в регионе комфортно работать малому бизнесу. Поэтому мы считаем этот показатель абсолютно сбалансированным и сопоставимым между регионами.

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/05/2293_dgg.PNG
    Источник фото: телеканал «360»

    — Вы неоднократно говорили, что рейтинг — это некая оценка региональных органов власти региональными бизнесменами. Если говорить о Московской области, сложились доверительные отношения у власти и инвесторов?

    — Безусловно, сложились, и об этом говорит рост объема иностранных инвестиций, прямых инвестиций. Я знаю, что в регионе показатель вырос на 10%, и тот диалог, который сегодня возможен, предприниматели участвуют в инвестиционных советах, предприниматели напрямую могут губернатору говорить о существующих проблемах, вместе решать, предлагать какие-то проекты. Поэтому я считаю, что абсолютно здоровая сложилась в нашей стране ситуация, когда чиновники сегодня вообще не боятся общаться с бизнесом, не боятся критики, абсолютно правильно ее воспринимают, и принимают какие-то управленческие решения для того, чтобы бизнес работал в регионе, инвестиции — иностранные и российские — чувствовали себя комфортно в наших субъектах. И Московская область демонстрирует интерес как иностранных, зарубежных партнеров, так и наш, российский малый и средний бизнес — он растет.

    — За счет каких показателей Московской области удается держать (и удается ли держать) этот темп развития?

    — В прошлом году Московская область продемонстрировала улучшения как раз в сфере регуляторики — это сокращение процедуры сроков подключения к электросетям, и тогда губернатор как раз рассказывал и презентовал созданный проектный офис, который позволил серьезно оптимизировать необходимость предоставления кучи бумажных документов и прохождения различных инстанций. Здесь также хорошо выстроена работа по институтам для бизнеса — это Агентство по привлечению инвестиций, Корпорация развития, это информационный портал и ресурс Московской области, который сегодня представляет максимальную возможность и информированность для инвесторов о мерах поддержки, о площадках, о нишах, об отраслях, которые предлагаются для инвесторов. Опять же, стратегия развития Московской области, которая согласована с бизнесом в части приоритетов, куда двигается регион, какие ниши он видит для себя как точки роста. Я считаю, что регион не останавливается на достигнутом, и действительно, в течение года ведется ежедневная кропотливая работа по созданию лучших конкурентных условий в борьбе за инвестиции.

    — В первый день форума подписаны два соглашения с Московской областью — это «Магазин верных решений» и «Кадры будущего для регионов». Расскажите, что эти соглашения дадут Московской области?

    — «Магазин верных решений» — это проект, который позволяет нам собирать лучшие социальные экономические практики в регионах — в социальной, образовательной, экономической, инвестиционных сферах. Например, лучшие практики частно-государственного партнерства в сфере устройства жилищно-коммунального хозяйства, которые за счет каких-то новых технологий нивелируют энергопотери, теплоресурсы, энергосберегающих технологий, в формате концессии частно-государственного партнерства позволяют привлечь инвестиции и серьезно модернизировать эту сферу.

    — Я правильно понимаю, что «Магазин верных решений» — это сайт, куда теоретически можно зайти и как в магазине купить необходимые практики?

    — Практики бесплатные. Поэтому у нас магазин демократический в этом плане. Поэтому это не просто сайт, это по сути такая база готовых решений. То есть те заявки, которые подают регионы в рамках конкурса лучших социально-экономических практик, они описаны соответствующим образом, предложена нормативно-правовая база регулирующая ту или иную практику, либо тот или иной проект. Прикладывается некий план, дорожная карта по реализации, все документы, все договоры, которые необходимы в части реализации этого проекта. Консультация со стороны первоисточника и реализатора этой практики, и подтвержденная экспертиза экспертов и федеральных ведомств профильных. То есть регион понимает, что это абсолютно проверенное решение, работающее, которое доказало свою эффективность. И по этому плану достаточно быстро может адаптировать в своем субъекте и запустить этот проект.

    — Ну то есть после подписания соглашения уже, условно, на следующий день-два кто-то зайдет, приобретет за бесплатно какую-нибудь практику в сфере ЖКХ, и останется вложить N-ное количество инвестиций. Нет пока информации, кто это может быть, не обсуждалось, как это будет применяться?

    — Например, в прошлом году порядка 35-ти регионов взяли себе таких 42 готовых решения — в разной сфере: по вовлечению общественности в решение муниципальных и городских каких-то региональных проектов, по развитию волонтерства, по новым технологиям применительно к созданию качественной среды жизни для людей с ограниченными возможностями, государственно-частные проекты — и за счет этого, по-моему, несколько регионов привлекли где-то 300, где-то 500 миллионов в благоустройство. Может быть, для каких-то регионов это небольшие деньги, небольшие средства, но по сути, это начало, первый год проекта, я думаю, чем больше будет там таких решений, чем больше регионы будут применять такие успешные кейсы, тем больше инвесторов придут под эти проекты.

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/05/2294_dfgs.PNG
    Источник фото: телеканал «360»

    — В завершении еще несколько слов о соглашении про «Кадры будущего для региона», о чем оно?

    — Это запрос молодежи по вовлечению вообще в проекты региона, вовлечение их в инициацию, в реализацию востребованности для своего субъекта. Мы отбираем активную молодежь от 14-ти до 18-ти лет в пилотных регионах (Московской области в том числе), которые мотивированы, участвуют и побеждают в различных олимпиадах, которые хотят и готовы предложить какие-то новые прорывные проекты для Московской области. Дальше мы ребятам предлагаем индивидуальные программы для их саморазвития и освоения каких-то новых компетенций, навыков проектной работы, лидерские качества. Непосредственно какие-то, кому что интересно: робототехника, естественные науки, всевозможная исследовательская деятельность либо организационная, социальное проектирование, то есть всем по индивидуальному запросу.

    — И формируется команда из федеральных трекеров-экспертов, которые будут готовить наставников и координаторов на уровне Московской области для этих ребят. Каждый ребенок получит skillfolio — по сути, это будет профиль компетенций по этой программе. Всевозможные стажировки, целевые наборы будут реализованы в регионе. Система дуального образования, когда ребята смогут пройти практики на реальном производстве, предприятиях, высокотехнологичных компаниях. Получат возможность «отложенного» трудового контракта, например, те же школьники, которые выпускаются и поступают в какой-то вуз, в принципе, проявив себя, показав себя, смогут заинтересовать работодателя и могут получить такой «отложенный» трудовой контракт. А самое главное, будет формироваться сообщество молодежи, готовой действительно вносить свой вклад в развитие своего региона, и которые не захотят уезжать. А если уедут за получением новых знаний, то обязательно захотят вернуться в свой регион. Самое главное — показать им возможности самореализации, что они нужны Московской области как трудовые ресурсы, и каждый человек может себя реализовать в любой области. Задача проекта именно в этом, и этот проект не на один год, мы планируем его реализовать в долгосрочной перспективе, в течение пяти лет. Конечно, ребята будут меняться, какая-то ротация будет, все равно будет кто-то уезжать, кто-то появляться новый, но основной костяк, команда будет создана.

    — А вот те ребята, которые находятся в дальних уголках нашей страны, в дальних регионах, в деревнях — они будут иметь возможность участвовать в этом проекте? Потому что зачастую им сложно поступить в ведущий вуз.

    — Безусловно. Мы сейчас отобрали шесть пилотных регионов — это Тульская и Московская области, Татарстан, Пермский край, Ульяновская область — и мы планируем, что уже к концу года присоединятся другие регионы. Пока мы должны отработать саму методологию, подготовить команды для реализации этого проекта, лидеров. Но самое главное, что ребята будут встречаться и на федеральных площадках, уже в этом году в июле региональная команда поедет в «Артек» и будет обучаться социальному проектированию. Поэтому очень здорово, что ребята смогут знакомиться с такими же активными сверстниками из других регионов и формировать такие уже федеральные команды.

    — Спасибо за интересный разговор, с нетерпением ждем нацрейтинга. Напомню, что в студии «360» — генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.