facebook_pixel
  • 15 января 2016, 00:41

    Собирать страховые взносы может начать ФНС

    Депутаты, выступившие с такой инициативой, считают, что проверки уплаты страховых взносов, проводимые ПФР, не окупают даже затрат на их проведение.

    Комитет Государственной Думы РФ по бюджету и налогам предложил передать сбор страховых взносов в Федеральную налоговую службу (ФНС), сообщил свежий номер газеты "Известия" со ссылкой на слова главы комитета Андрея Макарова.

    Макаров уверен, что это повысит эффективность проверок и избавит бизнес от лишнего административного давления.

    "Мы представили свои предложения во все заинтересованные ведомства, сейчас ждем реакции", - сообщил он. 

    По расчетам Макарова, проверки уплаты страховых взносов, которые сейчас проводятся Пенсионным фондом, не способны окупить даже затрат на их проведение. Если учесть, что страховые взносы, которыми занимается Пенсионный фонд России (ПФР), и подоходный налог, сбором которого занимается налоговая служба, выплачиваются с одной и той же базы - зарплаты сотрудников, было бы логично поручить ФНС проверять этот налог.

    "В среднем эффективность одной проверки ПФР - 26 тысяч рублей, ФНС - свыше 1 миллиона рублей", - сообщил Макаров.

    Минэкономразвития поддерживает инициативу депутата.

    "Данные предложения еще не поступили в министерство. Но ранее Минэкономразвития высказывало целесообразность рассмотрения соответствующей инициативы", - сообщил помощник министра экономического развития Елена Лашкина.

    Пенсионный фонде категорически не согласен с подобной оценкой своей работы.

    "ПФР эффективен в администрировании страховых взносов - мы выполняем и перевыполняем прогнозные показатели сбора, а уровень задолженности не превышает сегодня 1,2–1,3%. Это два главных критерия, по ним к нам претензий нет. За шесть лет администрирования страховых взносов Пенсионным фондом их сбор увеличился ровно в два раза - с 1,9 триллионов рублей в 2010 году до почти четырех в 2015-м", - сказала официальный представитель Пенсионного фонда России Марита Нагога. 

    Она считает расчеты депутата некорректными, поскольку подоходный налог платится не только с зарплаты, но и с других доходов, из-за чего получается, что сборы ФНС выше.

    "ПФР администрирует страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование с базы обложения - фонда оплаты труда (ФОТ), база для НДФЛ, помимо ФОТ, включает дивиденды и проценты, страховые выплаты, множество других доходов, получаемых налогоплательщиком. Поэтому сопоставлять доначисления по проверкам ФНС и ПФР не вполне корректно из-за различий в базе обложения. Есть также принципиальные различия в определении доначислений по проверкам. У налоговиков в доначисления по НДФЛ включаются суммы, фактически начисленные и удержанные с налогоплательщика, но не уплаченные в ФНС. А ПФР начисленные, но не уплаченные суммы страховых взносов относит к недоимке и в суммы доначислений не включает. Кроме того, важнейшая задача проверок ПФР - определение правильности применения тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые дифференцированы в зависимости от условий труда работника и категории страхователя", - рассказала Нагога.

    По мнению экспертов, смена администратора страховых взносов не сильно повысит эффективность их сбора.

    "Сегодняшнее положение дел не позволяет дать однозначный ответ, будет ли это эффективно. На первый взгляд расширение полномочий ФНС может быть полезно как бюджету, так и бизнесу, ведь вместо нескольких проверяющих органов останется один. Однако не все так просто. Дело в том, что ФНС понадобится существенно увеличить штат своих сотрудников. Поскольку уровень зарплаты у сотрудников ФНС значительно выше, чем у сотрудников ПФР и ФСС, затраты на содержание штата могут превысить доходы от увеличения сборов. Поэтому, прежде чем принимать окончательное решение, правительству РФ предстоит серьезная работа по экономическому анализу", - считает партнер коллегии адвокатов "Барщевский и партнеры" Павел Хлюстов.

    "Подобное решение имеет высокие шансы оказаться недостаточно результативным. Повышение нагрузки на налоговые органы, скорее всего, снизит их эффективность в администрировании налогов и сборов. В итоге может понизиться собираемость налогов и не будут достигнуты ожидаемые результаты по собираемости страховых взносов. Реформа заставит бизнес перестраиваться под новые правила, что вызовет дополнительные издержки для компаний", - добавил партнер компании "Деловой фарватер" Сергей Варламов.