• 06 августа 2019, 05:59

    СМИ рассказали о жалобах россиян на недобросовестность банков

    Россияне жалуются на навязывание финансовых продуктов. Банки продают своим клиентам полисы страхования жизни и вексели. Жалоб в их адрес за полгода накопилось больше всего.

    Статистику жалоб потребителей финансовых услуг за январь–июнь представил Банк России. В отчете, заметил «Коммерсант», впервые появилась особая категория. В ней собраны случаи недобросовестной практики навязывания клиентам продукта.

    Подобное поведение называется мисселингом: полная информация о характере, сопутствующих рисках, их стоимости и иных значимых условий о предоставляемой услуге не указывается. Такие жалобы ЦБ подсчитывает с февраля. Всего их накопилось 1,8 тысячи, 65,7% адресованы именно банкам.

    Более 900 претензий поступило на продажу продуктов страхования жизни, причем большинство касается полисов инвестиционного страхования жизни. Уточняется, что жалуются в основном на предложение банками клиентам ИСЖ как альтернативы банковскому вкладу. Таковым полис не является, со стороны государства не страхуется, а при досрочном расторжении договора может принести убытки.

    С 23 января он продается в основном через банки, которые присоединились к стандарту. Более того, ЦБ рекомендовал информировать о рисках ИСЖ при продаже полисов. С 1 апреля рекомендация приобрела обязательный характер.

    Эксперты полагают, что жалуются россияне чаще, так как теперь больше знают об особенностях ИСЖ. Причем позиция Банка России здесь оказала решающее влияние, а сведения о низких доходностях продукта стали вторым по значимости фактором.

    Продажи векселей идут следом за ИСЖ по количеству жалоб. Их накопилось порядка 400, или 22,8%. Проблема для последних лет не типична: недовольных много за счет обращений держателей векселей компании ООО ФТК, распространявшихся Азиатско-Тихоокеанским банком (АТБ) под видом вкладов. При приобретении денежных документов вкладчики фактически оплачивали выплату процентов по старым векселям. Обнаружили «вексельную пирамиду» в мае 2018 года, вскоре после начала санации банка. Ее объем составил 4,5 миллиарда рублей, а число жертв насчитывало порядка 2,5 тысячи человек. Специалисты отмечают, что по итогам первого полугодия 2019 года доля вексельного рынка в России не превышает 380 миллиардов рублей.

    Основное число жалоб, заключили в ЦБ, связано с тем, что уровень финансовой грамотности россиян пока недостаточен.