facebook_pixel
  • 16 марта 2015, 04:59

    Россияне обвинили НПФ крупнейших банков в уводе пенсионных накоплений

    На неправомерный перевод средств в НПФ пожаловались 15 тыс. человек.

    Россияне обвинили НПФ крупнейших банков в уводе пенсионных накоплений

    За 2014 год в Пенсионный фонд РФ (ПФР) поступило почти 15 тысяч жалоб от россиян о том, что их средства незаконно переводят в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), сообщила газета "Известия" со ссылкой на пресс-службу ПФР. Во время оформления услуг сотрудники банка в числе прочих бумаг дают на подпись рассеянным клиентам договор о переводе накопительной части пенсии в НПФ кредитной организации.

    "Дали на подпись не весь договор, а только последний листок, все очень мелко. Сказали, что это просто, чтобы подтвердить реквизиты. Я подписала", - пожаловалась в ПФР одна из пострадавших от мошенничества.

    При этом среди банков, на которые поступают такие жалобы, есть и такие крупные, как "Сбербанк", "Русский стандарт", "Росгосстрах" и др. Сами граждане узнают о том, что их пенсионные накопления направляют в НПФ, лишь тогда, когда им приходит сообщение типа "Спасибо, что выбрали НПФ Сбербанка!".

    "Пришла в "Сбербанк" поменять зарплатную карту, оператор подсунул мне бумагу, которую я подписала. Потом оказалось, что это договор о переходе в НПФ "Сбербанка", - рассказала сотрудникам ПФР Полина Пожилова.

    Кроме сотрудников указанных кредитных организаций россияне пожаловались на незаконное заключение договора с НПФ банков "Ренессанс Жизнь и пенсии", "Первый русский", "Согласие", "Промагрофонд", "Лукойл-Гарант" и др. Большинство россиян, пожаловавшихся на неправомерный перевод их средств, требуют вернуть их накопления в государственный пенсионный фонд.

    Партнер компании "Деловой фарватер" Роман Терехин рассказал, что описанные действия сотрудников банков являются уголовными преступлениями, квалифицируемыми как мошенничество (по статье 159 УК) и использование заведомо подложного документа (по статье 327 УК).

    Юрист "Национальной юридической службы" Александр Кожевников считает, что доказать факт такого нарушения в суде будет непросто, при этом в лучшем случае к ответственности удастся привлечь лишь одного человека, а не организацию.

    "Сотрудников банков наверняка премируют в зависимости от количества привлеченных клиентов в подконтрольный банком НПФ, мотив налицо. Даже если сотрудник получил прямое указание от руководства, то оно, конечно же, было дано устно, поэтому взять за горло руководителя и привлечь к ответственности банк или НПФ крайне сложно", - рассказал эксперт.

    В феврале сообщалось, что при сверке счетов клиентов некоторые НПФ не досчитались 40–50 млн рублей. Это выяснилось в процессе вступления НПФ в систему гарантирования накоплений. Негосударственные фонды обязаны сверить свои данные по накоплениям граждан с данными Пенсионного фонда России. 

    Представители НПФ из топ-20 были обеспокоены тем, что неясно, кто должен погашать выявленную недостачу. Например, когда работодатель заплатил за работника в ПФР больше, чем пришло на счета НПФ. Происходит это потому, что до передачи средств в НПФ управляющая компания ПФР могла получить отрицательный инвестиционный результат.