Перед владельцами автомобилей GM будут выполнены все обязательства | 360°

20 марта 2015, 10:40

Перед владельцами автомобилей GM будут выполнены все обязательства

Читать 360 в

-

18 марта автомобильная компания General Motors сообщила об остановке своей деятельности на территории России и консервации заводов. О причинах такого поведения, последствиях для россиян, купивших продукции GM и о ситуации на автомобильной рынке РФ "360 Подмосковье" рассказал директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков.

Реклама

- Как бы вы могли объяснить основные причины ухода компании General Motors с российского рынка?

- Я так понимаю, что сворачивают они продажи  марки Opel вообще по России, Chevrolet оставляют совсем копеечки от продажи премиальных брендов - это в объеме продаж 2-3 процента, то есть условно оставляют. Параллельно закрывают завод, сборку этих моделей в Калининграде, замораживают проект строительства в Тольятти линии по производству новой "Нивы", старую пока оставляют,  но я так понимаю на какой-то промежуток времени. Реально - у них там сейчас закончится одобрение чего-то и они ее рано или поздно прекратят.

На мой взгляд, здесь комплекс из политических факторов и экономических. Плюс к этому еще и некая демонстрация. По тому, как это произведено, – это некое демонстративное действие, уйти и громко хлопнуть дверью.

- То есть это эмоциональное действие?

- Это комплекс, повторюсь. Там есть и экономика– рынок очень резко сокращается в целом, в этом году он упадет процентов на 40-50. При таком падении рынка существуют две стратегии: либо держаться за долю рынка и продавать себе в убыток, держать цены и продавать в отрицательной зоне рентабельности, надеясь на будущее, на то, то рынок вернется, и ты отыграешь свои убытки. И вторая стратегия в этой ситуации – консервация, уходить, потерять долю, потерять свое присутствие но сохранить в долгосрочном плане, не получить тех потерь, которые можно получить через год-три. Это важный показатель того, что GM дальше не верит в российский рынок и в то, что он в обозримом будущем будет восстанавливаться.

Здесь показательно еще и то, что GM – это ярко выраженная американская компания. Сейчас конфронтация между Россией и Америкой усиливается. Это очередной политический шаг, чтобы показать: ну все, если вы так, мы ставим на вас крест и с вами работать не хотим

- То есть политическая подоплека тут тоже есть?

Однозначно. Если бы здесь не было политики, то не было бы все сделано так одномоментно.

Об этом уведомили официально, на сайте. Дилеры были извещены постфактум – фактически вчерашним днем, а многие из них узнали из средств массовой информации, а дилеры – это партнеры. Поставщики, которые работали с Opel Astra,  тоже ничего не знали – они узнали из СМИ. Основная масса сотрудников центральный офиса GM в России узнала вчера из СМИ, и сообщение основное пришло за подписью "Детройт, принято такое-то решение".

Если бы это было чисто экономическое решение, компания повела бы себя по-другому, на самом деле. Они даже не стали искать путей выхода из ситуации. Сопоставляя с другими, у GM не самое худшее положение на рынке. Есть ТСА, есть Ситроэн – у них продажи начали падать раньше,  объем продаж существенно меньше, текущий провал еще глубже, но при этом они продолжают работать на рынке, работая, как я понимаю, в отрицательной зоне, верят в Россию и готовы вкладываться, в надежде на то, что потом на рынке они все вернут. Есть и другие бренды.

- Но, послушайте, компания несет колоссальные убытки?..

- Это так. Но, смотрите, если они не верят, что рынок восстановится через год, через два, может быть – через три, то может быть, они делают ставку на то, что рынка не будет лет 5 – 10? Тогда в результате присутствия на таком рынке, падающем, в отрицательно зоне рентабельности убытков может быть больше, чем сейчас понести одномоментно кажущиеся колоссальными – а на самом деле за пять лет убытков может быть больше. есть некие пороги объемов продаж и рентабельности. Они содержат большой офис  гораздо меньшими, они содержат большой офис московский, они дотируют дилеров для того чтобы продавать машины ниже себестоимости.  Сейчас, чтобы продавать машины их нужно продавать ниже себестоимости – чтобы сохранить присутствие на рынке. И машины, которые сейчас продаются у тех же Hundai, KIA, для того чтобы сохранить долю на рынке нужно продавать машины ниже себестоимости.

- Откуда у них такая информация, как можно настолько точно спрогнозировать ситуацию на пять лет вперед?

- Это именно окончательное, взвешенное решение. Все они больше не верят в российский рынок. Они видят позицию руководства страны, они видят и понимают, что Россия не изменит своей позиции будет только усиление конфронтации, что приведет к продлению действия санкций снимать не будет, и они понимают: дальше Россия будет развиваться в изолированном от большинства европейских стран и США мире. Развиваться без интеграции будет очень сложно, и дальше мы получаем в России долгосрочную рецессию. Это их анализ выдает, но это лишь предположение, которое может быть опровергнуто. Может быть, завтра нефть станет резко расти, через год опять станет 150 за баррель, и Россия начнет качать в прежних объемах, увеличится экспорт увеличится валютная выручка – тоже возможный сценарий. Но они в него, судя по всему не верят. Я – тоже.

- С другой стороны, макроэкономика – не геология, здесь все-таки есть место случайным событиям?

- ВВП страны у нас зависит от нефти, от добычи сырья. Будут высокие цены на сырье – будет наполнение бюджета, будет хватать денег на все. В том числе, и на людей, которые покупают автомобили. Не будет этого – люди будут покупать автомобилей меньше. Какой-то объем все равно будет покупаться - условно говоря, миллион автомобилей в год при любом раскладе люди все равно будут покупать. Но миллион, его все равно при любом раскладе не хватает на 45-50 брендов для того, чтобы получать прибыли. Искомые 3 миллиона, на которые ориентировался весь рынок, отодвигаются очень далеко

- Что будет происходить с владельцами продукции компании?

- В официальном обращении написано, что все гарантийные обязательства будут выполнены, сеть дилерская будет реструктуризирована, но, тем не менее, перед владельцами будут выполнены все обязательства. Поэтому примерно 500-600 тысяч автомобилей есть,  которые ездят на гарантийном сроке и, думаю, перед этим людьми все обязательства выполнят. Единственно, что дилерские сети - это вложение не GM, а бизнесменов, которые заключили соглашения. Дальше, соответственно, подход бизнеса: в каком формате оставлять этот дилерский центр. То ли переформатировать в другой бренд, при этом сервис позволит выполнять гарантию, либо выходить из этого бизнеса. Поэтому в каких-то городах дилерских центров не будет. Сейчас всего около 200 дилерских центров Opel, какая-то часть из них может закрыться. Кто сможет выстроить сервисную модель, останется как сервисный центр. По логике, такая модель может быть мультибрендовым сервисом, так как узкоспециализированные в этой области только программы. Потребителям надо будет подальше проехать, эта ситуация плохо скажется на бизнесе и поставщиках.

- Вы предполагаете, что это не последняя компания, принявшая решение уйти с рынка?

- Рынок только начал падать, он однозначно будет падать весь год. Падение может продолжиться и в следующем году. При падении рынка в два раза получается, что кто-то в нулях, а кто-то при 80-90%. При таких показателях экономика не позволяет работать. Есть предположения, что могут уйти Suzuki, Honda, все на Ford смотрят, потому что у него тоже большое падение продаж. Поэтому, я думаю, в течение года будут следующие уходы.

- И что же, у нас АвтоВАЗ только останется?

- Нет, в России 50 брендов, 20 из них - очень сильные. Потребительский выбор был, есть и будет. Есть АвтоВАЗ вместе с Renault и Nissan, у которых будет доля расти и процентов 30-40 рынка они будут иметь на троих всегда. Есть сильные корейские бренды Hunday, KIA, у которых сильное производство. Они показали, что они в российский рынок верят и держат цены,  то есть фактически работают на увеличение доли рынка себе в убыток. [Есть] Volkswagen, Skoda, Audi, BMW, Mercedes. Кризис по-разному ударил по компаниям, в начале он ударил по среднему классу. Toyota - тоже сильный бренд. Даже Peugeot и Citroen, у которых сильно упали продажи, все равно остаются.

Этот сегмент всегда займут с радостью. Большой кусок в 200-300 тысяч машин - эта ниша тут же займется другими.

- Наиболее вероятный вариант событий, кто заберет эти мощности?

- Он растворится между разными компаниями. Ниша Chevrolet – выиграют Renault, АвтоВАЗ, корейцы, Hyundai KIA , в чем-то, может, Volkswagen, есть и японцы и так далее. Что-то перейдет к Ford, если он останется. Поэтому кому-то это на руку.

Chevrolet оставляют совсем копеечки от продажи премиальных брендов - это в объеме продаж 2-3 процента

- Будут ли переноситься производство в страны СНГ, Восточную Европу?

- Официально говорится, что проект заморожен, что они с ним будут делать пока неизвестно. Потому что у GM есть производственные мощности в Узбекистане, то есть, при желание его можно перенести. Европа для Chevrolet - очень слабый рынок, они фактически тоже оттуда уходят. А вот на Азию, Узбекистан… очень сильные позиции у GM в Китае. Для них, помимо Америки, Китай по рынку на первом месте.

- С самим заводом пока непонятно?

- Из заявления понятно, что закрыт завод надолго. Но пока непонятно, так как продать оборудование они вряд ли смогут. Там 1,5 тысячи человек работали, думаю, основная масса будет распущена.

Реклама

Реклама