25 мая 2018, 18:52

Мы в медицине сто лет, нашему опыту можно доверять ‐ гендиректор компании Philips в России и СНГ

Читать 360tv в

На Санкт‐Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение между компанией Philips и АО «Сбербанк Лизинг» о сотрудничестве в сфере лизинга медицинского оборудования. В студию «360» пришел генеральный директор компании Philips в России и СНГ Максим Кузнецов.

— Максим Евгеньевич, здравствуйте. Расскажите, в чем заключается сотрудничество?

Реклама

— Здравствуйте. В первую очередь надо сказать, что в конце 2017 года произошли очень важные изменения в законодательстве. А именно в сфере лизингового продукта был отменен НДС. Это предопределило площадку для нашего диалога, который выстроился в последнее время со Сбербанком. Потому что совместно со Сбербанком мы разрабатываем новый продукт, чтобы сделать доступным на рынке медицинское оборудование экспертного класса. Чтобы сделать этот продукт удобным, как для частных заказчиков, так и для государственных клиник, и даже, я бы сказал, для регионов.

— То есть Вы предоставляете оборудование под некий кредит или деньги сразу получаете?

— Мы являемся поставщиком компании “Сбербанк Лизинг”. И здесь, надо сказать, что поставщиком продукции медицинской является компания "Сбербанк Лизинг", и здесь большое отличие этого нового продукта в том, что гарантийный срок от производителя этого продукта равен сроку лизинга - это три, пять или семь лет.

— Семь - это максимально?

— Да. То есть мы берем на себя такую ответственность в рамках этого соглашения, гарантируя не только работу этого оборудования в течение этого периода, но и запасные части.

— По сути, "Сбербанк Лизинг" покупает у вас оборудование, а Вы обеспечиваете сервисную поддержку?

— Да.

— Без отсрочки платежа или сразу же?

— Да, без отсрочки платежа. И кроме сервисного обслуживания мы предоставляем еще элементы, которые позволят развить в регионе или частной клинике телемедицину, второе мнение, удаленный доступ к информации на оборудование. То есть мы рассматриваем это, в том числе, и как и комплексную программу по замене в больнице или в регионе всего парка оборудования в будущем.

— Расскажите, какое оборудование предоставляете в лизинг, и что такое телемедицина?

— Спектр оборудования, доступный для лизинговой программы, я думаю, очень широкий. Это могут быть и ангиографы, и ультразвук, и томографы, мониторы пациентов. Фактически, это любое медицинское оборудование, которое в прошлом было недоступно для покупки в лизинг. И, что наверное важно для больницы или для региона, то, что есть возможность при меньших издержках и при меньшем бюджете получить большее количество оборудования, снизить нагрузку на бюджет, потому что нет необходимости единовременно закупать все это оборудование. Необходим первый платеж или авансовый взнос, и оборудование становится уже доступным. Оно стоит в больницах и поликлиниках, и наши с вами граждане, наши с вами соотечественники уже получают помощь. Это тоже такое нововведение этого продукта.

— Кто, как не Вы, знаете о ценах на оборудования. Для понимания - какая верхняя и нижняя планка цены на него?

— Здесь важно сказать, что в рамках лизингового контракта мы за этим внимательно следим. Цена на оборудование равна среднерыночной. Это не приводит к удорожанию, потому что здесь мы не используем никаких посредников. Мы работаем напрямую со Сбербанком, предлагаем ему наиболее выгодные коммерческие условия, берем на себя большую часть ответственности по сервисному обслуживанию, если это необходимо, и замене оборудования. Если я помню, у нас есть даже гарантия определенного процента оборудования, которое должно всегда работать. То есть мы берем на себя такие вот расширенные обязательства, потому что мы верим в этот продукт. Мы думаем, что это позволит структурировать рынок по-новому.

— Какое оборудование чаще всего берут?

— Я думаю, что, в первую очередь, это будут мониторы пациентов, ультразвуки. Мы очень надеемся, что в ближайшее время, что компьютерные томографы и ангиографы будут появляться в рамках лизинговой программы. Потому что, еще раз скажу, что, наверное, существенных ограничений к тому, чтобы какой-либо продукт медицинского и высокотехнологичного оборудования был недоступен в лизинг, я не вижу.

— То есть в лизинг можно взять любое оборудование Вашей компании?

— Да, любое оборудование нашей компании можно взять в лизинг. На сегодняшний момент мы имеем ряд пилотных проектов. И, я думаю, что к концу этого года, 2018, я надеюсь, что мы сможем сделать доступным любой из продуктов, имеющихся в нашем медицинском портфеле.

— Пилотный проект - о чем идет речь, и в каких регионах?

— Я не могу точно назвать географии, потому что у нас есть несколько диалогов с рядом регионов. И я хочу точно сказать, что большой интерес со стороны регионов виден, опять же, благодаря тому, что есть возможность унифицировать парк оборудования. То есть сменить оборудование, которое сейчас уже находится за пределами срока службы. Во многих регионах есть оборудование, которому 10, 15, 20 лет. При том, что срок службы семь лет.

— А в Московской области какая ситуация?

— Я хочу сказать, что в Московской области не самая критичная ситуация, все-таки близость к Москве и та работа, которая в регионе проводится, я не могу сказать, что она как бы где-то за пределами среднероссийской... Но в целом, неплохая ситуация в Московской области, но есть точки для роста и для улучшения. Я уверен, что и в том числе и в Подмосковье наверняка какой-то есть парк оборудования, которое может рассматриваться в этой программе

— То, что программа появилась именно сейчас, это связано с отменой НДС?

— Я думаю, в первую очередь, да. Потому что ведь мы сами задаем себе сами вопрос, почему практически 40-50 процентов парка корпоративных автомобилей сейчас -и государственных служащих, и частных компаний - находится в лизинге. Потому что человек рассматривает эффективность использования оборудования. Но ведь это достаточно логично. Если регионы или больницы раз в десять лет закупают весь парк оборудования, то это огромные расходы, огромная нагрузка на бюджет. И здесь, надо сказать, что оборудование закупается не единовременно, соответственно разное оборудование попадает. Оно не всегда совместимо с точки зрения IT.

— Все ли Ваше оборудование совместимо с другими фирмами?

— Да, существуют шины, которые позволяют любое наше оборудование совместить в единый информационный портал, и сейчас много интереса на продукты удаленного мониторинга, второго мнения пациентов. Особенно, я думаю, для Московской области это должно быть актуально, учитывая расстояние, ведь Подмосковье по площади равна территории Нидерландов приблизительно. Это очень большая территория, и наверняка есть больницы, находящиеся в удаленных местах. Телемедицина позволит Московской области качество медицинской помощи или качество диагностики в удаленных местах изменить - в будущем.

— Расскажите, что такое телемедицина, и как она работает?

— Если взять бытовой простой пример, это когда даже в небольшом городе есть высокотехнологичное оборудование. Это может быть компьютерный томограф или даже ультразвук. И мы понимаем, что, возможно, в небольшом населенном пункте сложно найти высококлассного специалиста, который бы был готов там жить и работать и осуществлять прием семь дней в неделю. Но телемедицина позволяет удаленно смотреть на изображение, анализировать изображение и выдавать заключение. То есть мы понимаем, что даже в небольшом населенном пункте может стоять среднего или экспертного класса машина, подключенная к сети МИСа [Медицинская информационная система], и эксперт, находящийся в районном центре или в региональной больнице, может видеть изображение. Аппликационный специалист, то есть медицинский работник более простого уровня, выполняет просто манипуляции. Сейчас есть подобные системы с технологией Skype, когда врач удаленно может общаться не только с пациентом, а с клиническим специалистом - с аппликатором - и подсказывать ему, какие делать манипуляции. На самом деле, я думаю, что вообще в Российской Федерации это такой элемент, учитывая наши расстояния, который должен развиваться.

— А где стоит такое оборудование, во многих регионах?

— Не во многих. Но в том числе благодаря такому продукту как лизинг, это даст нам возможность обсуждать с регионом какие-то комплексные программы модернизации. Потому что на сегодняшний день мы продаем достаточно много высокотехнологичного оборудования, но как я и сказал, это происходит вне рамок программы всего госпиталя или всего региона, это, как правило, в связи со строительством новых объектов, либо с заменой устаревшего оборудования. Здесь же есть возможность в целом посмотреть на экосистему, как-то поменять качество парка оборудования.

— Как думаете, через сколько лет система здравоохранения в части нового оборудования будет заметно впереди тех результатов, что есть сейчас?

— Два-три года - и система поменяется, потому что, очевидно, что производители хотят больше общаться и с госпиталями, и с регионами. Мы имеем локализацию, у нас есть производство в Истринском районе Московской области. Мы планируем расширять эту производственную базу. В III квартале у нас появятся локально произведенные компьютерные томографы. Это опять же говорит о том, что мы пришли сюда всерьез и надолго, Philips в России, кстати, открыл свой первый офис в Санкт-Петербурге в 1914 году, и, надо сказать, 2018 год - это сто лет с того момента, как Philips разработал рентгеновскую трубку. То есть мы в медицине сто лет! Поэтому опыту нашей компании, я думаю, можно доверять.

— Однозначно. А в других странах подобные программы лизинга существуют?

— Насколько я знаю, порядка половина рынка Соединенных Штатов - это лизинговый продукт. Вообще, объем лизинговых операций в медицинском оборудовании глобальный. Мы делали исследования в рамках нашего обсуждения со Сбербанком - порядка 50 миллиардов долларов. То есть это очень большой рынок. Если мы посмотрим на развитые страны, а они, как правило, находятся уже с каким-то сформированным продуктом - Германия, Италия, США -как минимум 40-50% оборудования покупается при помощи финансовых инструментов. Philips даже имеет свои лизинговые программы в ряде стран, где этот продукт уже сформированный: PhillipCapital в Соединенных Штатах, в Нидерландах дает свои программы лизинговые.

— Здесь мы хотим сотрудничать со Сбербанком, мы видим хороший очень темп диалога с их стороны, мы видим хорошее понимание рынка с их стороны. И я уверен, что мы сможем с ними совместно создать лучшее решение по приобретению высокотехнологичного медицинского оборудования в Российской Федерации.

— Вами заключено соглашение со "Сбербанк Лизинг", но также есть соглашение между Сбербанком,"Сбербанком Лизингом" и правительством Московской области. Можно сказать, что эта программа стартует в Московской области как пилотная?

— Вы знаете, наверное нет. Потому что мы рассматриваем тот пул программ, который имеет "Сбербанк Лизинг". Это скорее к "Сбербанку Лизингу" вопрос, чем к нам. Мы, в свою очередь, гарантируем высококачественный уровень оборудования, мы, в свою очередь, гарантируем сервис, мы, в свою очередь, гарантируем возможность подключение нашего оборудования к МИСам и ЕМИАСам, то есть к электронным системам, и то, о чем я говорил - удаленный доступ, если это необходимо, и агрегацию данных, то есть вот эта часть находится на нашей стороне. Я думаю, что выбор регионов и выбор партнеров, здесь правомерно будет задать нашим коллегам.

— Если говорить о Московской области, аппараты, которые будут поставляться в больницы, чьего производства? Вы будете их откуда-то везти или они производятся в Подмосковье?

— Мы заинтересованы наращивать производство, которое расположено в Московской области. Куда будет продаваться этот продукт? Я думаю, что мы все заинтересованы, чтобы он продавался в России. И, если будет какая-то возможность для реализации проекта в Московской области, мы будем очень рады.

— А кто ваши конкуренты на рынке медоборудования? Есть ли у них подобные программы?

— Сложный вопрос по поводу программ. Конкуренты у нас есть. Я думаю, что основными конкурентами нашей компании в медицинском оборудовании (потому что у нас же есть очень большой бизнес в потребительских товарах, где мы широко известны) являются компания General Electric, компания Siemens, компания Toshiba (теперь это Toshiba Canon, кажется).

— Но у них пока подобных программ лизинга нет?

— Я не слышал. И мне хотечется надеяться, что мы и, наверное, "Сбербанк лизинг" будем такими инноваторами здесь. Одна из первых сделок в истории Philips в 1898 году была в России, первая поставка была в Зимний дворец 50 тысяч ламп - это была крупнейшая международная сделка компании Philips. Это было еще в прошлом веке, но для компании это стало таким большим толчком к выходу на рынок за пределами Нидерландов, за пределами Голландии. Я очень надеюсь, что и в XXI веке будут появляться такие дополнительные возможности, где мы можем быть полезны, как производитель высокотехнологичного медицинского оборудования и IT в медицинских системах для Росссии и - обязательно - Московской области.

— Спасибо за интересный разговор, в студии был генеральный директор компании Philips в России и СНГ Максим Кузнецов.

Реклама

Реклама