Долговая нагрузка Московской области находится на экономически безопасном уровне | 360°

21 марта 2019, 12:15

Долговая нагрузка Московской области находится на экономически безопасном уровне

Читать 360 в

Эффективное регулирование государственного долга Подмосковья поддерживает его оптимальный объем и минимизирует расходы по обслуживанию. Подмосковье сегодня занимает 22 место по уровню долговой нагрузки среди других регионов.

Долговая политика Московской области – часть бюджетного регулирования региона. Текущий объем государственного долга Подмосковья на 1 января 2019 года - 128 миллиардов рублей, он находится на отметке в 28,1% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. По этому показателю область соответствует всем требованиям и ограничениям Бюджетного кодекса РФ и Министерства финансов РФ и занимает 22 место среди субъектов Российской Федерации.

Реклама

Инвестиционный потенциал региона стабильно растет. В 2018 году агентство Fitch Ratings подняло кредитный рейтинг Московской области до уровня ВВВ- (прогноз «стабильный»), а агентство АКРА подтвердило его на уровне AA (ru) (прогноз «стабильный»). 12 февраля 2019 года международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service повысило кредитный рейтинг Московской области с Ba2 до Ba1, прогноз «позитивный». Сегодня Подмосковье занимает третье место среди регионов РФ по шкале Moody’s после Москвы и Санкт-Петербурга.

За последние четыре года собственные доходы бюджета выросли на 35% (порядка 120 миллиардов рублей). Рост объема госдолга за этот же период составил 30% (около 30 миллиардов рублей). Расходы на обслуживание долга не превышают 2%, что обусловлено оптимальным выбором времени привлечения заимствований с минимальными ставками и инструментов (кредиты и облигации).

«Увеличение объема долга Московской области произошло с целью финансирования дефицита бюджета региона. При этом уровень госдолга находится на экономически безопасном уровне», – сказала Министр экономики и финансов Московской области Елена Мухтиярова.

На начало 2019 года большую долю долгового портфеля, или 55% от общего объема долга, занимают коммерческие кредиты, кроме того, в структуру долга входят ценные бумаги: они составляют 29% от общего объема долга, и бюджетные кредиты (на них приходится 16%). Доля бюджетных заимствований сокращается, что связано с изменением бюджетной политики Российской Федерации.

В рамках реализации поручения президента России Владимира Путина Московская область планирует выпустить государственные ценные бумаги в объеме до 25 миллиардов рублей. Окончательный выбор вида заемных средств для покрытия дефицита бюджета (облигационный займ или кредиты) будет определяться, исходя из анализа финансовых рынков и стоимости займов.

Дополнительно по поручению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева рассматривается возможность разместить займ для физических лиц в объеме до 3 миллиардов рублей. Этот шаг повысит финансовую грамотность жителей области, обеспечит им более высокий доход и надежность относительно банковских вкладов, а также позволит Московской области привлечь средства населения и направить их на развитие экономики региона.

В целях эффективного управления свободными остатками средств единого счета бюджета Бюджетный кодекс РФ рекомендует регионам размещать их на депозитах в банках, соответствующих установленным требованиям. Московской областью на данный момент заключены соглашения с 15 банками, среди которых Сбербанк, «ВТБ» и «Газпромбанк». В 2018 году доход от размещения депозитов составил 4,1 миллиарда рублей. В 2019 году плановый доход ожидается в размере 5,4 миллиарда рублей. Наличие и объем финансовых резервов, размещенных на депозитах, - один из факторов, оказывающих положительное влияние на кредитное качество регионов и повышающих их инвестиционную привлекательность.

По итогам 2018 года объем муниципального долга вырос на сумму 1,1 миллиарда рублей. При этом его средний уровень остался на прежней безопасной отметке в 14,4%, что обусловлено ростом собственных доходов муниципальных образований в 2018 году на сумму порядка 7 миллиардов рублей. Средневзвешенная процентная ставка по коммерческим кредитам снизилась с 9,4 % до 8,4%.

«Если говорить о планах и задач ах на 2019-2021 год, то Министерство экономики и финансов продолжит свою работу по оптимальному управлению государственным долгом, в том числе с использованием новых долговых инструментов. Для нас будет очень важна помощь Мособлдумы в части популяризации новых инструментов инвестирования и повышения финансовой грамотности среди населения региона. Муниципальные образования должны и впредь проводить взвешенную долговую политику и делать все для снижения стоимости заемных средств», - резюмировала Елена Мухтиярова.

Реклама

Реклама