facebook_pixel
  • 31 мая 2015, 15:00

    Чем уточнение границ участков грозит собственникам недвижимости

    С 1 июня муниципалитеты приступают к проведению комплексных кадастровых работ.

    С 1 июня муниципальные образования приступают к уточнению границ земельных участков, сообщил "360 Подмосковье". Данные мероприятия будут проведены в отношении тех владельцев недвижимости, чье имущество не внесено в Государственный кадастр недвижимости или зафиксировано в нем без детального обмера.

    Уточнение границ участков проводится в соответствии с федеральным законом РФ от 23 июня 2014 года. О том, в чем необходимость проведения комплексных кадастровых работ (ККР), может ли собственник лишиться части своего имущества и кто финансирует данный проект, "360 Подмосковье" узнал у генерального директора Московского областного бюро технической инвентаризации Владимира Денисова.

    - В чем необходимость проведения комплексных кадастровых работ по уточнению границ земельных участков? Почему она возникла именно сейчас в 2015 году?

    - Решение этого вопроса назревало давно, поскольку информация о половине земельных участков в России не соответствует законодательным нормам, в то время как важность вовлечения объектов недвижимости в гражданский и налоговый оборот не подлежит никаким сомнениям.

    Более того, с 2018 года без точного описания границ нельзя будет покупать, продавать, закладывать землю и совершать другие юридические значимые действия с ней.

    Комплексные кадастровые работы, в свою очередь, подразумевают целый комплекс мероприятий в отношении кадастровых кварталов, в которых могут быть расположены земли различных категорий и видов разрешенного использования (населенные пункты, дачные и садовые товарищества, земли промышленности и сельско-хозяйственного назначения).

    - Если брать частные случаи, то возможна ли ситуация, когда, по результатам учета, собственник лишится части своего земельного участка?

    - Частная собственность неприкосновенна – это абсолютная конституционная норма. Если человек владеет имуществом на законных основаниях и никаких законов не нарушал, никто не вправе лишать его части земельного участка.

    И здесь на первый план выходит скорее вопрос законности использования земельного участка или его части. Если кто-то "прирезал" себе часть неразграниченной или соседской земли, самовольно передвинул забор, то в результате комплексных кадастровых работ такой факт может быть выявлен, что повлечет соответствующие решения властей.

    Для согласования местоположения границ земельных участков при выполнении ККР будут созданы специальные согласительные комиссии, в которых будут рассматриваться возражения и разъясняться возможности разрешения земельных споров. Всем заинтересованным лицам будет доступен проект итогового документа – карты-плана территории.

    В ходе проведения ККР у всех правообладателей будет реальная возможность представить свои возражения. На этапе работы согласительной комиссии правообладатели смогут ознакомиться с теми данными, которые впоследствии будут внесены в ГКН. В случае же возникновения земельного спора всегда остается возможность обратиться в суд.

    - Как обстоит дело с финансированием, выделенным на данный проект? Можно ли рассчитывать на то, что основной комплекс процедур будет завершен в течение этого года?

    - Финансирование комплексных кадастровых работ регламентируется законодательством. Согласно второй части статьи 42.2 федерального закона о государственном кадастре недвижимости, "финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета. Порядок определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на такое финансирование, и порядок распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ".

    Иными словами, возможно совместное финансирование из регионального и муниципального бюджета, или же самостоятельное (только муниципалитетом или только областью). Финансирование также возможно и за счет субсидий из федерального бюджета.

    - Какие, наиболее очевидные, на Ваш взгляд, препятствия вы видите на пути реализации намеченных мероприятий?

    - Первое и самое существенное препятствие – это отсутствие необходимой градостроительной документации: проект межевания территории является обязательным основанием для проведения ККР. И здесь следует отметить, что такие документы есть во многих муниципальных образованиях Московской области, но, так как зачастую их утверждали в отношении отдельных частей кадастровых кварталов, их, очевидно, не будет достаточно для проведения ККР. При этом стоимость подготовки соответствующего проекта межевания может в несколько раз превысить стоимость самих кадастровых работ.

    Отсюда закономерно следует другой фактор – финансирование.

    Если же у муниципалитета есть экономическое обоснование и средства, то началу комплексных кадастровых работ ничего не мешает.

    Впрочем, не все муниципалитеты смогут организовать ККР полностью за свой счет, а дополнительное субсидирование ККР из федерального бюджета хоть и предусмотрено, но в настоящее время не существует регламентирующего документа.

    Кроме того, на законодательном уровне не установлен предельный срок выполнения ККР, что, в свою очередь, не стимулирует проведение этих работ. Тем не менее, на основе имеющихся нормативных актов можно сказать, что окончание ККР планируется в 2018 году.