Банк может заблокировать счет при снятии слишком большой суммы | 360°

07 сентября 2015, 08:00

Банк может заблокировать счет при снятии слишком большой суммы

Читать 360 в

-

Российские банки начали блокировать счета клиентов при попытке снять сумму, превышающую 600 тысяч рублей, и требовать предоставить доказательства того, что доход получен легально, сообщил журнал "Коммерсант Деньги".

Реклама

"Банки теперь обязаны тщательнее следить за клиентами и источниками их средств, чтобы в случае подозрений принять меры и противодействовать отмыванию доходов. Например, путем блокировки счета или расторжения договора обслуживания счета с клиентом", - сказал руководитель налоговой практики компании "Деловой фарватер" Антон Соничев.

С июня 2015 года при приеме на обслуживание, банки должны, согласно новым требованиям, устанавливать откуда у клиентов берутся деньги.

"Таким образом, такая информация может быть запрошена у любого клиента, при этом валюта счета, размер планируемого остатка по счету не имеют значения", - сказал представитель "Сбербанка".

Подобное практиковалось и раньше. Но, что тогда, что теперь, узнать о том, по каким критериям банки проводят проверку, узнать довольно трудно. Закон запрещает раскрывать эти сведения.

Но из случав блокировки счетов видно, что, в основном, подозрения падают на тех, кто снимает наличными крупные суммы, поступившие на счет по безналичному расчету. При этом, громких случаев о блокировке денег пока не происходило. Пока все обычно заканчивалось хорошо для клиентов.

Для разблокировки счета достаточно написать в банк письмо-претензию и предоставить какие-нибудь доказательства происхождения денег. Поскольку точного списка доказательств нет, то банки принимают любые, кроме нарушающих закон. Банкам самим невыгодно ввязываться в публичные скандалы.

"Но избежать подобной ситуации практически нереально, поскольку она неожиданная и непредсказуемая. Можно лишь подготовиться, чтобы быстро решить проблему. Например, при исходящих и входящих платежах нужно подробно указывать цель платежа и желательно делать ссылки на документы. Также стоит сохранять все документы, подтверждающие источник происхождения средств, чтобы оперативно предъявить их банку", - советует Соничев.

Банк в любом случае вернет деньги клиенту. Можно всегда отменить операцию, расторгнуть договор, закрыть счет и получить средства. Однако, ситуация сильно осложнится, если к делу подключатся правоохранительные органы.

По данным "Левада-центра", 27% жителей России имеют накопления. Поэтому данная проблема не коснется большинства россиян. Проблемы начинаются у обеспеченных граждан, проживающих заграницей. В январе 2015 года английские банки разослали российским клиентам требования объяснить происхождение денег на счетах в связи с санкциями, введенными против России.

После того, как бывшему главе "Евросети" Евгению Чичваркину пришло письмо из английского банка с просьбой рассказать о происхождении средств на счету, все закончилось предложением кредита под 2,25%

"Это самый низкий уровень риска из возможных! И всем, кто пугает честных людей и говорит, что вы в России наворовали, что держать деньги на Западе опасно, это ректальный суппозиторий", - сказал Чичваркин.

Но зато российским гражданам, живущим заграницей и держащим средства в отечественных банках, счета блокируют довольно часто.

"Ну что, друзья. В России заморожены не только мои счета в Ситибанке, но также и в Райффайзенбанке. Причем Райф мне отказался отвечать по телефону о причине. Так и сказали - нужно явиться лично", - поведала россиянка Нина М., проживающая в США.

В один момент у нее заблокировали все карты российских банков. Она испугалась, что российское правительство решило, в связи с санкциями, заблокировать деньги людей, имеющих двойное гражданство, но это оказалось не так. В США действует закон о налогообложении иностранных счетов. Чтобы граждане США не уклонялись от налогов, американцы вычисляют в каких банках мира, их граждане имеют счета.

"Российские банки для выявления US-holders (лиц, активы которых подлежат контролю по американскому закону о налогообложении) разработали специальные анкеты, которые вынуждены заполнять клиенты российских банков", - рассказал старший партнер агентства юридической безопасности "Интеллект-С" Роман Речкин.

Обычно США с самого начала следит за счетами своих граждан, где бы они их не открыли. Особенно, если эти счета открыты в "дочках" иностранных банков.

"Как правило, банк высылает письмо и/или звонит с требованием предоставить письмо от IRS, подтверждающее, что данный налогоплательщик с определённым SSN (Social Security Number, аналог российского ИНН) больше не является налогоплательщиком в США", - сказал директор аналитического департамента ИК "Евроинвест" Владимир Рожанковский.

Конечно, банки должны предоставлять информацю о клиентах в IRS только с согласия клиента, но при этом любой клиент, не предоставивший необходимую информацию, или не прошедший регистрацию на сайте IRS яаляется очень опасным, так как США имеют право заблокировать в любом банке, обслуживающим US-holders, до 30% доходов из источников в США, или отказать в сотрудничестве с американскими банками. Причем, касается это не только граждан США, но и тех, кто имеет в Штатах вид на жительство, а также, компаний, если 10% их уставного капитала принадлежат американской компании.

"Мы на практике столкнулись с ситуацией, когда учрежденная российским гражданином российская компания, имеющая счет в российском банке и ведущая деятельность исключительно в РФ, была признана US-holder только потому, что 10% в ее уставном капитале принадлежит американской компании. В этом случае российская компания подпадает под действие FATCA, и российский банк потребовал от такой российской организации заполнить специальную анкету, а также подать в IRS специальную форму налоговой отчетности W-9", - сказал Речкин.

Кроме того, согласно американскому закону, информацию об иностранных активах должны раскрывать те, кто родился на территории США, даже если они не являются гражданами, и даже те, чьи родители жили в США более пяти лет.

Российские банки, как и многие другие, скорее всего, захотят расторгнуть договор с таким клиентом, поскольку он может создавать слишком много непредвиденных проблем.

Ранее сообщалось, что сотрудницу одного из банков Москвы обвиняют в денежной афере со счетами умерших клиентов, в результате которой она похитила более полумиллиона рублей. Читать далее>> 

Реклама

Реклама