Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета ГД РФ по промышленности. Утилизация отечественных авто

Программу утилизации старых авто отложили, хотя все очень ждут её старта. Каков размер компенсации и сколько времени понадобится автовладельцам, об этом мы спросим первого зампреда комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенёва, это "Интервью 360"

 -  Что же всё-таки произошло, почему программу отложили?

 - Программу не отложили, её немножко трансформировали. Для того, чтобы мы не подверглись санкциям со стороны ВТО, нам приходится играть по их правилам. Страны, которые поддерживают собственный автопром – успехи в этом демонстрируют и Западная Европа, и США – субсидируют создание рабочих мест, разработку экологических двигателей, техническое перевооружение производства, косвенно субсидирую свой автором. Наши производители программу запускают, у одних она заработает с 10 сентября, у других – с 15 сентября, это и "АвтоВАЗ", и "КамАЗ", и "Солерс", и многие другие предприятия. В конце года бюджет будет компенсировать этим предприятиям по тем или иным статьям расходов. Сумма не меняется, по-прежнему это 10 млрд рублей. Объемы выплат при утилизации от 50 тысяч рублей на легковые автомобили, до 350 тысяч рублей на грузовики и автобусы, если же это трейд-ин, то несколько суммы меньше, но, в общем-то, они сопоставимы. Уже сейчас мы видим ажиотажный спрос, более 5 тысяч заявок подано.Я надеюсь, что это поддержит наших производителей. 

 - Каковы сроки акции, раньше говорилось о 4-х месяцах, это не мало?

 - До конца года. Я думаю, что эту сумму освоят гораздо быстрее, и речь идет не о том, чтобы значительно увеличить объемы продаж. После кризиса 2013 года наш автопром параллельно с автопромом остальных стран начал подниматься. Мы надеялись, что обойдемся без дополнительных стимулов. В прошлом году успешно зарекомендовала себя программа компенсации процентных ставок по кредитам для приобретения легковых автомобилей. Минпромторг посчитал, что этот допинг можно убрать, раз наш автопром выздоровел. Однако, мировая конъюнктура сейчас неблагоприятна для нас, ведь речь не идет о падении доходов россиян, речь идет о настороженности и более консервативной политике в трате семейных бюджетов. Под воздействием воинственной риторики наших западных друзей люди аккуратнее стали тратить деньги. Программы помощи нашим автопроизводителям и субсидирование их затрат на техническое перевооружение должно помочь нашим предприятиям догнать западных партнеров в области  получения помощи государства, и наращивания объема производств. 

 - Мы говорим об авто, которые производят отечественные производители, или о тех, которые собираются на территории РФ?

 - Если зарубежный партнер на территории России построил предприятие и там присутствует значительная доля локализации, то мы, конечно же, считаем это российскими предприятиями. Здесь  созданы рабочие места, здесь платятся налоги и в паспорте транспортного средства страна-производитель указывается РФ. 

 - А вот говорилось, что некоторые производители уже начали свою  программу, они надеются получить компенсацию от государства чуть позже. Это так?

 - Да, как раз об этом и идет речь, что предприятия симметрично начали эти программы, компенсации выплачиваются в таких же объемах и насколько я знаю. "АвтоВАЗ" рассчитывает на дотацию 40 тысяч автомобилей, я думаю, может быть это и 45 тысяч, по "КамАЗу" рассчитываем, что это будет 5,5-6 тысяч. 

 - А "КамАЗ" с 8-го сентября запустил эту акцию, правильно?

 - Да, он запустил эту программу 8-го сентября, и ее планируется завершить к 15 декабря. Хотя, мне кажется, что всё произойдет гораздо быстрее. 

 - Это получается, что впервые в этой акции участвуют грузовики. Они не продаются сейчас?

 - Нет, дело в том, что грузовики участвовали в иной программе, это программа очень серьезных дотаций, которые оказывает Минпромторг, дотируя техническое перевооружение: это закупка новых станков, оборудования. Выделили довольно большие бюджетные средства для разработки новых двигателей, которые бы соответствовали "Евро-5" и "Евро-6". Это, в общем-то мировая практика, она не только в автопроме, но и в авиапроме. Производители авиадвигателей получают очень большие дотации. Я думаю, что всех автолюбителей заинтересует информация, что наконец-таки начинается борьба с китайскими поставщиками шин и покрышек. Дело в том, что на своём внутреннем рынке они их реализуют в 2 раза дешевле, то есть, это явный демпинг, который субсидирует государство. К счастью, ФАС, несмотря на развитие дружественных экономических отношений с Китаем, принципиально отстаивает наш внутренний рынок, и те отрицательные показатели прибыли по прошлому году, которые были у наших производителей резино-технических изделий, я надеюсь, в этом году уйдут. 

 - Возвращаясь к программе. Предыдущая программа действовала 2 года и государство выделило порядка 15 млрд рублей, в этом году всего лишь 10. Вообще, откуда государство берет эти суммы, это изначально было в бюджет заложено?

 - Вы знаете, это очень выгодная операция со стороны государства. Мы провели анализ и были приятно удивлены: при затратах в 8 млрд на субсидирование легковых автомобилей отчисление в бюджет со всех уровней составили 14 млрд. Куда может быть выгоднее? Надо очень осторожно обращаться с этим тонким инструментом, потому что, подталкивая спрос, мы размываем спрос будущего, то есть, те люди, которые не были готовы купить сегодня, а были готовы купить завтра или послезавтра, купив сегодня, завтра уже не купят. Поэтому, нам необходимо поддерживать объемы сбыта на приемлемом для производителей уровне, не допуская падения. К сожалению, сейчас падение очень сильное. В среднем российский рынок "просел" на 12% за 8 месяцев нынешнего года в сопоставлении с 2013 годом. "АвтоВАЗ" –  почти на 18%, но здесь идет смена модельного ряда, и новые модели даже показали определенный рост. Такая же ситуация и по зарубежным маркам: продажи Renault упали более, чем на 12%. То есть, речь идет об общем падении спроса и о более консервативной политике домохозяйств. Я думаю, что те меры, которые сегодня предпринимаются, они касаются не только легкового автотранспорта, это и автобусы, и грузовые автомобили, и коммерческие автомобили. Это - разумный, выверенный шаг. Если этих мер будет недостаточно, я уверен, что в 2015-м году мы сможем продлить программу или вновь запустить программу 2013 года по компенсации процентных ставок по кредитам. 

 - Какие компенсации, давайте поговорим о сумме?

 - Легковой автомобиль - 50 тысяч рублей, и здесь речь не идет о стоимости автомобиля. Некоторые автопроизводители несколько уменьшили цену при условии трейд-ин, то есть, когда сдают не для утилизации, а для последующей продажи. В этом случае суммы могут на 10-15 тысяч отличаться. Впрочем, это не принципиально, в любом случае, такие меры значительно стимулирует рынок. 

 - Тем не менее, время еще есть воспользоваться этой акцией, потому что она до 31 декабря она идет. Давайте немного от темы отойдем и поговорим о безопасности. На днях Вы рассказывали, что прошла научно-практическая конференция по вопросам безопасности на производстве. Скажите, почему у нас в России постоянно возникают чрезвычайные происшествия, в чем  причина, почему все эти инциденты случаются?

 - Это возникает не только в России, это происходит во всех странах мира – возникают техногенные катастрофы и ЧС. Я должен отметить к чести МЧС, что кооличество чрезвычайных ситуаций, в том числе и техногенного характера, за прошедший год сократилось почти на 20%. И, тем не менее, этих случаев очень много. Конференция, которая проходила, касалась предприятий ВПК и спецхимии, таких у нас в стране 125. Там, к сожалению, из-за устаревшего оборудования, где  износ составляет до 80%, из-за порой низкой квалификации персонала, возникают такие несчастные случаи. Меры по борьбе с ними, в том числе и системы автоматизации, пожаротушения, системы, которые направлены на физическое ограничение доступа к опасным объектам, всё это там было представлено, и я думаю, что эта конференция будет традиционной. Подмосковье - замечательная площадка для того, чтобы проводить такие общероссийские форумы. 

 - Так всё-таки, сейчас модернизируется производство? На что стоит обратить особое внимание, на человеческий фактор или ввести суперсовременное безопасное оборудование? 

 - Самое совершенное оборудование без человека остается железом, каким бы интеллектуальным оно ни было. И поэтому нам необходимо начинать работу со школьной скамьи, с вузов. Подготовка специалистов, повышение престижа  инженерного образования - это очень важная задача, и, к глубокому удовлетворению всех машиностроителей, чей профессиональный праздник мы будем отмечать 25 сентября, ситуация меняется, растут конкурсы в технические университеты, что не может нас не радовать.