Даромир Обуханич, вице-президент ГК "ПИК". Налоговые преференции и льготы для строителей

Урбанизация подмосковных городов или новые стандарты жилищного строительства? Многие эксперты считают, что Московская область нашла общий язык с застройщиками, что уже сказалось и на качестве.  О льготах и преференциях поговорим с вице-президентом ГК "ПИК" Даромиром Обуханичем.

 - Как думаете, кто сейчас заинтересован больше в сотрудничестве - власти или застройщики?

 - Сегодня это абсолютно взаимный интерес, поскольку на протяжении последних двух-трех лет мы видим планомерную политику области, призванную систематизировать застройку. То есть, мы уходим от шанхайской застройки, которая зачастую влекла за собой не создание оптимальных условий для жизни людей, а быстрый инвестпроцесс. Сейчас власть заинтересована в создании нормальной жизненной среды обитания. Это хорошо для застройщиков, я имею в виду, в первую очередь, крупных застройщиков, которые системно занимаются проектами комплексного освоения территорий, что влечет за собой необходимость, как техническую, так и логическую, создания полной инфраструктуры. Это социальные и спортивные объекты, места отдыха. Когда мы сегодня видим политику области, направленную на нормализацию этих процессов, мы чувствуем себя более защищенными, потому что уже с меньшей вероятностью возле нашей комплексной застройки, где мы кроме жилья строим социальные объекты и полную инфраструктуру, вдруг может вырасти какой-то домик, где небольшой застройщик не вкладывался, и по сути паразитирует на нашей инфраструктуре, в которую мы вкладывали деньги. А что такое - мы вкладывали деньги? В итоге это деньги граждан, это цена квартиры. 

 - Ну, вот упрощая правила: нет школы - нет дома.  Когда власти региона потребовали от застройщика, чтобы социальная инфраструктура была обеспечена в том или ином жилом квартале, многие роптали. Как сейчас? Это было верное решение? 

 - Вы знаете, для нас это даже несколько непонятный и странный вопрос, потому что при застройке комплексной территории других вариантов нет. Мы заинтересованы в том, чтобы была школа, был сад. И лет пять уже, как люди понимают, что приобретают. Если 10-15 лет назад покупатель был не настолько искушен, казалось - квартира и всё. Сегодня все прошли путь приобретения одной-двух квартир, видят, как живут соседи, и принципе сегодня невозможно успешно реализовать проект, если нет социальной среды, школы, садика, просто покупать не будут. 

  - А как вообще сегодня выстроен диалог между властями и девелоперами в Подмосковье?

 - Диалог сегодня выстроен вполне корректно. Во-первых, вступили в силу новые градостроительные нормы проектирования, нельзя сказать, что это является упрощением жизни, но эти нормы действительно систематизируют застройку, по сути, определяют правила игры. Да, они более жесткие, чем были раньше, но наше отношение к этим нововведениям таково: мы получаем единообразие в принятии решений по всей территории МО. 

 - Каковы сегодня льготы и преференции для инвестора, существуют ли они?

 - Наверное, основной льготой и преференцией является нормальная работа и быстрое принятие решений по согласованию исходно-разрешительной документации. А для этого один единственный ключик, и он очень простой: делать всё нормально и честно. 

 - Где Вам комфортнее работать, в Москве или в Московской области?

 - Сегодня ситуация в целом выровнялась. Отличаются системы принятия решений, порядок согласования, но, если глобально посмотреть, с точки зрения комфорта работы примерно одинаковая ситуация. Есть свои принципиальные различия, связанные с Москвой, старой Москвой, как преимущественно застроенной территорией, где, например, практически не осталось места для комплексного освоения территории, но есть при этом Новая Москва, где мы успешно развиваем подобного рода объекты. 

- Если судить по Вашим комментариям в СМИ, то Вы достаточно положительно отзываетесь о градостроительной политике Подмосковных властей, как Вы считаете, в чем её плюс? 

 - Я бы назвал основной плюс сегодняшней политики в том, что она разумна. Это первое. Второе - власть готова слышать. Даже если смотреть сегодня нормы, которые введены, указано, что в течение полугода будут собираться мнения, комментарии, и, возможно, их корректировка с точки зрения реальной жизни. Сегодня власть готова слышать. Если раньше  очень жесткой позицией, красной нитью был вопрос этажности, сегодня этажность присутствует. Впрочем, сегодня другие, более жизненные факторы, связанные с плотностью застройки, с обеспеченностью социальными объектами, резко увеличено, например, требование по количеству мест в детских садах. Это необходимо. Если уже есть сформированная застройка в 17-ти этажах, никто не выиграет, если вдруг с 17 перейти на 5. Она уже есть, сложившаяся среда. А вот построить политику таким образом, чтобы всем было выгодно параллельно строить и социальные объекты, и жилые - вот это другое дело, это то, что нужно. Это сейчас делается. 

 - Понятно, что для инвестиций привлекательны районы, которые находятся недалеко от Москвы: Красногорский, Ленинский, Одинцовский. А что касается дальних? Лотошинский, например, на определенном отдалении от столицы находится. Вам интересно инвестировать  и проводить там строительство?

 - Вы сейчас затронули принципиальный вопрос, стратегический с точки зрения развития такого непростого региона, как Московская область. Когда мы говорим о комплексном освоении территории, это не означает только дом построить, и даже не только садики и школы. Это означает - обеспечить полностью инженерную инфраструктуру этого района. И сегодня, действительно, не может быть системного интереса у крупного застройщика осваивать территории на более удаленных от Москвы и от МКАД территориях. Это вопрос следующего витка отношений, без работы властей по созданию инженерной инфраструктуры, ситуацию не поменяешь. 

 - На Ваш взгляд, это серьезная проблема? Какое нужно время для того, чтобы её решить? Обозримое будущее?

 - Будущее обозримое, но не быстрое. Реально, чтобы в таком регионе, как Подмосковье, с той же интенсивностью и интересом всех участников развивались микрорайоны, по сути, города, на удалении более чем 40 км от МКАД. Должны пройти десятилетия. 

 - Что касается социальной нагрузки, это же не только школа и детский сад, должна же быть определенная инфраструктура. Допустимо ли, чтобы в цену квартиры для каждого покупателя входила и эта самая инфраструктура? Это справедливо вообще? 

 - Чудес не бывает. Там, где это позволяется, это делается и работает. Где экономика не позволяет, это не происходит. Это два развития событий: либо ничего не строится, либо власть берет на себя эту нагрузку.