Алексей Поляков, генеральный директор "Prosperity Project Management". Умная архитектура

Единая городская среда, единый архитектурный облик. Правительство Московской области активно внедряет идею о том, что всё должно быть едино, но не в буквальном смысле. Как же именно? В программе "Интервью 360" узнаем у Алексея Полякова, генерального директора  компании "Просперити Проджект Менеджмент".

 - Как Вам выставка "Строительная неделя", Вы увидели на экспозиции что-то экологичное, технологии, которые активно внедряются в строительство? 

 - Одна из номинаций Премии губернатора, это как раз применение наилучших доступных технологий, именно инновационных технологий, экологического строительства. Это связано с тремя аспектами: социальным, экологическим и экономическим. Экологическое строительство минимально негативно влияет на окружающую среду, оно способствует и улучшает здоровье и благополучие людей, оптимально расходует ограниченные природные ресурсы. Достижения в этой области и будут вектором развития области, которая пока немного отстает от достаточно продвинутой Москвы, и совершенно отстает от передового западного опыта экологического строительства, архитектурного и градостроительного проектирования. Не только экологическое строительство, но единство экономических и экологических аспектов является  частью современной архитектуры. 

 - Это очень непросто, когда всё едино. Понятно, что здесь речь идет не только о строительстве экологически чистых зданий, это - единая городская среда, о которой тоже много сегодня говорится. Как мы можем в России внедрять эти экологические технологии для того, чтобы людям жилось комфортнее и безопаснее? 

 - Действительно, мы сказали о трех основных аспектах, и уже становится понятно, что экологическое строительство - это не только экология в чистом виде,  это не только очень развитое понятие энергоэффективности, это целый комплекс, до 10 различных дисциплин, которые объединяются в одном подходе. Это немаловажно - здоровье и благополучие людей, которые живут и работают в зданиях, для них создается среда обитания, а не отдельные квадратные метры, которые валом могут строить.  
 

- Вы сейчас говорите о единой городской среде?

 - Совершенно верно. Единая городская среда, которая достигается методом градостроительного проектирования, влияет на развитие общественного транспорта. Он становится заменой личного транспорта, который, в свою очередь, является самым большим загрязнителем окружающей среды с точки зрения выбросов СО2 и парникового газа. Это вопросы очень важные - переработка мусора и снижение отходов, их повторное использование в строительстве, материалы, которые не только первично, но вторично, даже третично используются. 

 - Аспектов очень много, мы на каком этапе находимся сейчас и далеко ли нам до того момента, когда мы будем жить именно в таких "умных городах"?

 - Одним из очень передовых опытов Москвы является то, что большое количество знаковых градостроительных и архитектурных объектов сейчас реализуются через архитектурные конкурсы с активным международным участием и в жюри, и среди участников. Я думаю, что такую практику может перенять Московская область. Тогда уже  архитектурные конкурсы всё шире и  шире будут внедряться. И тогда мы перейдем к так называемым "умным городам". Ведь это не только принципы энергоэффективности, это когда во главу угла ставится человеческий капитал, люди становятся главным мерилом. Не только IT-технологии, но и люди, для них создается комфортная среда, и они, как человеческий капитал, привлекаются в эти города. Это один из подходов "умных городов". 

 - Транспортно-пересадочные узлы тоже создаются для людей в области. Как Вы считаете, в условиях загруженности, такой непростой экологической ситуации, это может как-то помочь изменить ситуацию и разгрузить дороги?

 - Это одно из прямых назначений всей программы, всей системы транспортно-пересадочных узлов - то, что люди могут  пересесть с одного вида транспорта, чаще всего это личный автомобиль, на общественный транспорт: пригородные электрички, лёгкого метро. То есть существует возможность связать различные системы транспорта в единое целое.  Вот это решение транспортной проблемы имеет одним из основных элементов именно социальные и экологические аспекты. Люди, которым созданы условия для отказа от частного автомобильного транспорта, становятся участниками и пользователями общественного транспорта, тем самым снижая негативное воздействие на окружающую среду. Это сокращает своё время путешествия с работы, до дома, на отдых. Таким образом решаются вопросы экологического строительства. 

- Люди, мне кажется, должны понимать, насколько важно пересесть с личного транспорта на общественный. В менталитете что-то нужно менять? В умах людей? Вы к этому готовы? Вы общаетесь с людьми, что можете сказать?

 - Конечно, здесь очень важно посмотреть, как решались такие проблемы за рубежом. Не сразу пришли к этому, начиналось со школьного воспитания, когда люди на школьной скамье получали понимание об экологических аспектах, об ответственности, которая есть у людей за окружающую среду. Это шло через бизнес: всё больше и больше компаний во всём мире являются экологически и социально ответственными. Они вкладывают реальные средства, и, что очень важно, на западе капитализация и котировки компаний зависят от тех отчетов, которые они общественности предоставляют. Именно по  экологическим аспектам: насколько они снижают выбросы СО, насколько они заботятся об охране окружающей среды через свои продукты.  И вот через воспитание в школе, через бизнес, через систему стимулирования со стороны государства можно будет через несколько поколений вырастить людей, которые с огромным удовольствием пересядут с личного автомобиля на общественный транспорт, если будет целая система. 

 - Ну..через несколько поколений. Хочется уже прямо сейчас жить в эко-домах, и прежде чем это станет действительно экономией, придется заплатить. Если человек хочет купить квартиру в эко-доме, это будет намного дороже, чем в обычном? На первом этапе? Наверняка. 

 - Когда в России будет достаточное количество строительных материалов, отвечающих строгим экологическим требованиям, архитекторов, которые способны проектировать такие здания, менеджеров проекта и консультантов по экологическому строительству, когда вырастет и созреет рынок, тогда стоимость, премия за экологичность, будет снижаться. Если сейчас у вас, как у ответственного экологического девелопера, будет желание построить посёлок из экологических домов или экологические здания, во-первых, вы столкнетесь с большими сложностями с точки зрения согласования, с  несовершенством градостроительных норм и современных строительных требований.  Второе, вам нужно будет думать о том, как правильно это спроектировать, нужно будет найти ответственных подрядчиков, которые построят такие экологические здания. И, самое главное, вам нужно будет найти компанию, которая будет этим управлять. И вот когда рынок будет достаточно развит, тогда всё меньше и меньше будет премия за экологичность, и дома станут более доступны. Более того, существуют примеры, когда экологические здания не являются сверхдорогими, а являются доступными. Это и применение натуральных экологических материалов в малоэтажном строительстве, например, утепление за счет блоков из прессованной соломы, это применение натуральных материалов. Не обязательно применение дорогих технологий таких, какие мы понимаем под "умным домом", а самых простых, давно используемых технологий. 

 - То есть, главное желание девелопера - пройти все эти этапы и построить для первого этапа "умный дом", а потом мы уже перейдем к "умным городам"?

 - Такие проекты уже есть, они всё больше и больше появляются. И если сейчас их реализуют только девелоперы или энтузиасты одиночки, то при наличии спроса на экологические дома, который формирует население, и при наличии поддержки со стороны государства, тогда мы, может быть, в течение одного поколения увидим прогресс.