Александр Хрусталев, председатель Совета директоров НДВ-групп. Туристические и экологические кластеры

В Подмосковье реализуется один из самых амбициозных проектов последнего времени. В поселке Мякинино Одинцовского района скоро появится воздушная гавань для вертолётов, так называемый "Heliport". О туризме и гражданской авиации в программе "Интервью 360" говорим с председателем Совета директоров группы компаний "НДВ", которая и реализует этот проект, Александром Хрусталёвым.

 - Ваша компания широко известна своими инициативами в области малой авиации. Как сейчас обстоят дела?

 - На сегодняшний момент Московская область является центром по развитию малой авиации, так исторически сложилось и экономически обосновано. Подмосковные власти реально, как нигде в РФ, уделяют внимание развитию вертолётного сообщения, являясь своеобразным локомотивом. Так что сейчас этот пример подхватывают другие регионы, обращаются к нам и просят это направление развивать по-настоящему, а не на словах. Московская область утвердила сейчас программу развития вертолетного сообщения. Это будет и аэротуризм, и некие якорные хелипорты, при которых будет находиться гостиница и, при возможности, заправочные комплексы, причем сертифицированные, а не как обычно, заливают из канистр или бочек. Это совершенно другое цивилизованное развитие бизнеса, именно как бизнеса. До этого строили аэросараи, непонятные помещения, в которых недостаточно качественно обслуживались вертолёты. 

 - Как Вы считаете, если сейчас реальные предпосылки к тому, чтобы малая авиация в России развивалась?

 - Предпосылки есть, и мы основываемся на экономике. У нас нет никаких дотаций, мы не просим государства помочь нам, мол, дайте нам денег на развитие. Нет. Мы считаем, и говорим, что экономика в этом проекте "летает". Например, тот же хелипорт "Москва", который входит в основную программу развития хелипортов Подмосковья. Компания рентабельна.

 - В Мякинине уже построены даже яхт-клуб, как проходит строительство хелипорта в Одинцовском районе?

 - Мы в стадии серьезной проработки проекта, сейчас он открыт в лайт-версии, уже работает. В следующем году мы планируем начать большое строительство, где будет построен самый крупный хелипорт не только России, но и мира. Мы уже провели исследования и готовим рекорд для Книги Гинесса.

 - Рекорд готовится уже?

 - Да. Когда проект будет одобрен, можно подавать заявку для подтверждения. Планируется, что на там будет базироваться 250 вертолётов.

 - Говорят, что ряд хелипортов может находиться на особо охраняемой территории, так ли это, и если да, то какие в этом направлении принимаются действия?

 - Особо охраняемые территории имеются в виду, экологические. Это вопрос наличия топливо-заправочных комплексов, которые должны соответствовать самым высоким международным нормам. Безусловно, это техника безопасности, которая должна быть не нарисована на бумаге, как мы обычно видим схемы эвакуации, а настоящая модель защиты окружающей среды. Если все эти вещи предусмотреть, почему бы не дать толчок этому начинанию? Так как, в принципе, в международной практике и на реках стоят такие хелипорты на различных плавучих конструкциях, так что ничто не мешает развивать подобное направление на особо охраняемых территориях. 

 - Последнее время в МО серьезно развивается туристическая деятельность, в регионе есть, на что посмотреть, куда съездить, а вот что касается инфраструктуры есть определенные вопросы. Как Вы считаете, имеет ли смысл строить гостиницы в области, развивать эту самую туристическую инфраструктуру?

 - В Подмосковье на самом деле много интересных городов: Сергиев Посад, Коломна, их можно перечислять долго! Мы уже предварительно подали заявку в порядка 19 мест. Ожидаем в ближайшее время согласования там, где мы построим и хелипорты. Одновременно с гостиницами будем строить небольшие бизнес-центры, и так называемыми ремесельные магазинами, галереями, где могут различные культурные сувениры продаваться. Это востребовано, всё-таки приток иностранцев в Россию идет, прирост ежегодный 10-12%, а потенциал Москвы и области кратен этому. Мы уже проехали с вами все Турции, Тунисы, Италии, Америки, мы всё увидели. А свои края – одни из самых шикарных! Поэтому здесь правильное развитие - это развитие туризма. За этим будущее, к этому мы придем. 

 - А что необходимо для образования своеобразных туристических кластеров в Подмосковье? Какие-то, возможно, уже шаги есть в этом направлении?

  - Идет восстановление городов Подмосковья. То, что сделано в Сергиевом Посаде, это просто надо снять шляпу. Идет восстановление Клина, в Коломне идут работы. В каждом городе на сегодняшний день идет восстановление монастырей, музеев, есть на что посмотреть. Люди выезжают на отдых к озёрам, создаются различные зоны, парки, куда люди готовы выезжать. При этих парках строят рестораны, комплексы для проведения досуга, вот это и является центром притяжения, это и есть экономика. 

 - Немножко к другой теме перейдем. Сейчас многие говорят, что Подмосковье - это плодотворная почва и хорошая площадка для строительства жилья. Как Вы считаете, почему так происходит? 

 - Подмосковье стало альтернативой Москве. Москва провела ряд запретительных мероприятий, правильно это или нет – это другой вопрос. В Москве надо справиться с транспортной структурой, которая на данный момент чуть ли не остановила весь город. Подмосковье с точки зрения развития очень правильно этим воспользовалось, сейчас в области одна из самых быстрых команд по прохождению согласования и получения разрешения на строительство. Вы понимаете, вот, полгода согласовывать документы от момента выхода на площадку и до начала строительства, или 3 года, как в Москве?

 - Разница есть. 

 - Да, разница есть. И это позволяет девелоперам осуществлять реализацию более доступно. Люди начинают понимать: я готов купить дешевле, но в Подмосковье. С другой стороны, в Подмосковье как нигде строятся детские сады, школы, больницы, идет реальное развитие. Я сам, являясь жителем Москвы, сейчас проживаю в Подмосковье, потому  что экология - превыше всего. Когда я просыпаюсь утром и окна закопченные - ничего хорошего в этом нет. Вообще, тренд такой, что из мегаполисов, конечно, люди уезжают на близлежащие места, а это – Подмосковье.

 - Насколько в этом смысле интересно выходить за рамки этих ближайших городов - Балашха, Химки, Реутов и т.д., и отправляться подальше в область?

 - Сейчас идет большая миграция в Подмосковье из Москвы. Это мы наблюдаем с точки зрения реализации. 

 - А когда это началось?

 - Это началось последние года два, но особенно много за последний год. То есть, 50% покупателей в Подмосковье - это жители Москвы. В таких дальних городах, как Ступино, Клин, Солнечногорск, дальние города пояса в 50 км от МКАД, там идет развитие бизнес-кластеров, бизнес-инкубаторов. Соответственно, появляются рабочие места. И опять люди понимают: я тут получаю нормальное рабочее место и я так же покупаю себе жилье. 

 - Что касается социальной нагрузки, известно, что этому правительство региона уделяет особое внимание. Как Вы считаете, за счет чего это должно реализовываться, нужна ли какая-то поддержка?

 - Область серьезно помогает застройщикам с точки зрения прохождения всех согласовательных процессов. Нужно, наверное, помочь в борьбе с естественными монополиями, которые завышают тарифы, они иногда доходят до 20-30% себестоимости инвестиционного строительства. Вот с этим надо помогать. Всё остальное власти Подмосковья делают уже. И, конечно, нельзя позволять строить каменные джунгли без социалки вообще. Это не только детские сады и школы, это и торговля, места притяжения людей. Должны быть какие-то парки некий кластер, в котором было бы комфортно жить. Конечно, идет доработка проектов существующих, ранее согласованных. Много районов, где вообще нет социальной инфраструктуры. Социалка – это добавочная стоимость проекта. Надо инвесторам для себя понять и принять за основу. Бизнес должен быть социально ответственным не только на словах, но что-то делать.