Руслан Гаттаров, советник председателя СФ РФ по информационному обществу. Запрет СМС-спама

Президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий спам.. Как это будет работать на практике, обсудим с автором законопроекта, вице-губернатором Челябинской области, советником председателя Совета Федерации по информационному развитию общества, Русланом Гаттаровым в студии программы "Интервью 360".

 

- Вы были одним из первых, кто занялся проблемой Интернет-спама в нашей стране. Это что-то личное, или Вы сумели  осознать масштаб проблемы?

 

- На самом деле, не первый. Законопроектов, как минимум, было до нашего два.. Чем они отличались от нашего? Они были дорогостоящие для государства: создание неких реестров, в которые телефонная компания должна была заглянуть, узнать, хочет ли человек получать рекламные объявления или нет, а потом уже пересылать их. Это дорого, это бы сделало тяжелой сеть и потерялось бы быстродействие.

 

- Как будет работать ограничительный закон в данном случае?

 

- Закон очень прост. Он ничего не стоит для государства, ничего не стоит для гражданина, ничего не стоит для   оператора. И в этом успех закона. Хотя он продвигался непросто, но его подписал президент. По закону о связи оператор не имел права ограничивать текстовое сообщение для конечного устройства пользователя. То есть, он в обязательном порядке должен был доставить любое текстовое сообщение с базового номера, так называемого, длинного.

 

 -Ну я Вам отправил что-то, не имеел права не оказать услуги.

 

- Да. Этим же начали пользоваться недобросовестные рекламные компании. Либо через генератор случайны чисел, либо получив какую-то базу, украв её купив незаконно, они начинали спамить гражданам. 76% тех, то пользуется сотовой связью, а у нас покрытие сотовой связи под 200%, то есть, практически каждый гражданин нашей страны в итоге страдает от спама.

 

- Как это будет работать? Я понимаю, как это в электронной почте у меня работает, там тоже куча спама, я жму один значок и впоследствии с конкретного адреса у меня всё отправляется в специальную папку которая так и называется "спам". С телефоном у меня такой функции нет, как на практике это будет?

 

- Самый простой способ, первый, который подразумевается, это -  "звонок другу". То есть, вы звоните своему оператору по телефону и элементарно отписываетесь. Называете номер телефона, который вас спамит, и его тут же глушат, как минимум, для вас, тут же начинается расследование, и если это действительно спам, то он глушится для всех остальных.

 

- Что касается личных смс? Пишу я девушке настойчиво, она мне не отвечает, считает мои сообщения спамом. Имеет ли она право воспользоваться этим законом, чтобы ограничить мои сообщения ей, ну, кроме внесения в черный список, на законодательном уровне?

 

- В первоначальной версии закона, который прошел первое чтение, был критерий массовости. Мы от него отказались, потому что нужно было бы делать подзаконный акт, и тогда конструкция утяжелялась. Потребовалось бы больше времени, и, опять же, нужно было определять, что является массовостью - 10, 100, 1000?

 

Иногда одно, но понятно, что это спам: мне предлагают услугу неизвестные мне люди.

 

-   Есть термин "автоматизирован”. То есть, если вы пишите, то тогда это не автоматизировано, если вы набираете любимой девушке, любимая девушка уже должна бороться с вами.

 

- Есть ли данные о рынке спама, то есть, об его объеме в России? Сколько денег получают компании, которые злоупотребляют смс?

 

- Я чужие деньги не считаю, но знаю, что нагрузка на сети огромная, это миллиарды сообщений. Что происходит сейчас? Сейчас любое агентство, у которого есть договор с любым самым маленьким оператором, за 3 копейки может выгружать в сеть миллиарды сообщений. На номера, которые он знает или не знает.

 

- Но как страдает оператор при этом? Эти же смс оплачиваются, каждая.

 

- Только в этом случае они оплачивают смс тому самому маленькому оператору, с которым у них договор. А все операторы должны в трубу запустить эти смс и они ничего не получают. Сейчас любой оператор рассылки рекламных сообщений, любой банк, либо напрямую, либо через своего представителя должен с каждым оператором заключить договор. Только так работает этот закон. Только когда оператор лично отвечает за сообщение, только тогда он может его заблокировать. Закон заработает не сегодня, а через 90 дней. Этот срок необходим для того, чтобы все участники рынка, которые занимаются рассылкой смс-сообщений, будь то банки или рекламные агентства, чтобы они подготовились. Через 90 дней я гарантирую, что каждый гражданин оценит действие этого закона.

 

- То есть, если упрощенно говорить, теперь гораздо сложнее история заключения договора с каждым конкретным рассылающим...

 

- Она сложнее для того, кто хочет доставлять спам. Мало того, что он должен соглашение заключить, он должен доказать оператору, что у него есть ваше согласие на получение рекламного сообщения. Электронное согласие, либо письменное.

 

- То есть, заполняя анкету при получении дисконтной карты, я пишу: "согласен получать уведомления". Тогда они имеют право присылать, не пишу - не имеют права.

 

- Более того, мы в законе предусмотрели, что даже если вы дали согласие, но вам надоело, вы просто звонком, либо, я думаю, что в ближайшее время появится возможность и по Интернету, оператору сообщаете, чтобы отключили это. Мы разрешили спамить вас только экстренным службам государственным. Условно говоря, если пенсионный фонд что-то решит сделать, то ему не надо спрашивать у вас разрешения, чтобы это сделать, так же, как и МЧС, МВД. То есть, мы это всё предусмотрели.  Еще раз повторюсь, всё это для гражданина бесплатно, ничего не стоит государству и ничего не стоит оператору.

 

- Это должно было встретить противодействие, ведь суммы-то наверное, очень приличные, как Вы с ним боролись?

 

- Мы когда разрабатывали этот закон, собрали операторов, собрали представителей отрасли, представителей, которые защищают права граждан, различные общественные организации, занимающиеся правами потребителей, и вместе на нашей площадке написали этот закон. После этого мы его представили на обсуждение, он очень долго обсуждался, мы его поправили, и только потом внесли в Госдуму. Мы считаем, что любой человек, любая организация, любые лоббисты могли участвовать в этой работе, но итог должен был быть один - минимальные ограничения, максимальная выгода. Чтобы это ничего не стоило ни для кого, а должен выиграть был гражданин. Действительно, банковское сообщество было в напряжении, они написали в ФАС. Мы очень долго снимали это напряжение,разговаривали. Удалось убедить большинство, что в итоге рынок станет более цивилизованным.

 

- По справедливости, ФАС должен был быть в этой ситуации на вашей стороне.

 

- Нет, ФАС считал, что это ограничение конкуренции. Так или иначе мы оператору даем мощное орудие для того, чтобы пустить вас или не пустить. ФАС может смотреть ценообразование, и если какой-то оператор не пустил по надуманным причинам, тогда ФАС уже включается. Оборотный штраф тут же решает все проблемы. Наш закон, дай Бог, чтобы правоприменение его было адекватным, это оптимальный вариант закона прямого действия. Напомню нашим зрителям, что подход заключается в том, что мы на одной площадке собираем всех игроков, заинтересованных, и делаем закон, который учитывает очень многие интересы, но работает во благо гражданина. Там большая группа людей, и Минкомсвязи, и правительство участвовало.