Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров. Курортный сезон

Гостинично-номерной фонд Подмосковья вырастет за 3 года до 40 тысяч. Чтобы реализовать эту задачу, в регион необходимо привлекать инвесторов. Как это сделать, спросим у эксперта. У нас в студии вице-президент федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. Это "Интервью 360".

 

 - Вы входите в число экспертов, которые отвечают за создание гостиничной инфраструктуры для ЧМ по футболу 2018 года. Подмосковье входит в число тех регионов, которые Вы должны посетить?

 

 -  Недавно мы с коллегами из Ростуризма обсуждали тему подготовки ЧМ по футболу. В рамках рабочей группы по строительству гостиничной инфраструктуры обговаривали тот момент, что Подмосковье, безусловно, будет одной из баз размещения команд и болельщиков. Помимо 11 городов, в которых пройдут матчи ЧМ по футболу, мы непременно должны обратить свой взор и на Подмосковье. Скажем, уже сейчас какие-то проекты и инициативы совершать с прицелом под ЧМ по футболу. 

 

 - Номерной фонд гостиниц должен увеличиться примерно до 40 тысяч. Рост почти в два раза очень велик или, наоборот, мал для региона, который по площади занимает примерно столько же, сколько, например, Швейцария?

 

 - Если брать в абсолютных величинах, цифра не выглядит пугающей. С другой стороны, это большой вызов с точки зрения работы с потенциальными инвесторами. Ведь, чтобы соответствующее количество гостиничных проектов реализовывалось, нужна очень разумная, адекватная политика региона по отношению к инвесторам. И мы сейчас наблюдаем, что МО действительно придумывает достаточно интересные идеи и  предложения в сторону инвесторов. С другой стороны, исторически так сложилось, что МО всегда была регионом, который обслуживал скорее московский поток. Если мы говорим про выходные дни, то это семейный загородный отдых, если про будние дни, то какие-то конференции, семинары, бизнес-тренинги. Это тоже поток, который в основном идет из Москвы. 

 

 - А что мы сегодня готовы предложить инвесторам? Они охотно идут в Московский Регион или приходится как-то стимулировать? 

 

 - Есть целый ряд инвесторов, которые реализуют гостиничные проекты: это было вчера, происходит сейчас, будет завтра. Однако, чтобы номерной фонд не только достаточно существенно вырос, но и стал более качественным, безусловно, нужны внятные условия на этом берегу еще для того, чтобы реализовать эту масштабную программу. Необходимо отметить, что очень важно сформировать, помимо самой гостиничной инфраструктуры, четкую и понятную программу развития туризма, объектов показа с тем, чтобы этот поток увеличивался год от года, чтобы у людей было желание приехать в МО. 

 

 - Вы уже говорили о том, что у правительства МО есть интересные идеи для привлечения инвесторов. В том числе разрабатываются программы для туристов. Какие именно это идеи, Вы можете озвучить?

 

 - На территории МО находится множество интересных, уникальных памятников истории, архитектуры. Огромное количество тех мест, где стоило бы побывать и можно было бы побывать, но получается так, что ввиду особенностей своего местоположения, МО никогда не пыталась развивать какой-то внутренний турпродукт, который был бы рассчитан на гостей из других регионов, чтобы они не просто прибывали в Москву и транзитом проезжали через Подмосковье. Они прилетают, например, в Шереметьево, Домодедово или Внуково, которые де-факто расположены в Подмосковье. Или когда происходит, например, какая-то крупная выставка, и подмосковные отели становятся местом размещения для многочисленных гостей, которым, например, не хватает номеров в отелях в Москве. 

 

 - Вы сейчас говорите о вынужденном размещении в Подмосковье? 

 

 - Да. Очень хотелось бы, чтобы в МО появился свой уникальный турпродукт, свои турмаршруты, по которым было бы интересно путешествовать как гражданам РФ...

 

 - Кроме Золотого Кольца.

 

 - Безусловно. Нельзя же все время основываться на маршрутах, которые уже сложились. Надо предлагать рынку  что-то новое, интересное, самобытное. 

 

 - Например, одна компания построила апарт-отель на территории усадьбы Аигиных. Испанская фирма за такую идею решила реставрировать усадьбы на территории Подмосковья. Вам как такая идея? Это один из способов привлечь инвесторов или туристов?

 

 - Я неким образом вовлечен в этот процесс, связанный с усадьбами. На сегодняшний день есть очень интересный проект по реконструкции, реставрации усадеб в современные гостиничные комплексы. Я объясню, почему это интересно. Они являются не только средством размещения в данном случае, но и объектом показа. Очень важно, когда у здания есть своя история, своя душа, энергетика, которая чувствуется. Такого рода проекты существуют во многих странах мира: в Испании - Парадорес,  в Португалии - Пужадес, в Великобритании, во Франции… Это работает, потому что для многих прикоснуться к истории, пожить в особняке известного исторического персонажа и ночевать в его спальне, это интересно, гораздо более интересно, чем просто переночевать в отеле, который построили 2-3 года назад. 

 

 - Хорошо. Это история. Я знаю, что современная корпорация в Истринском районе строит один из своих отелей. Вы за то, чтобы все-таки восстанавливались усадьбы и создавался вот такой гостиничный комплекс, или за современные здания, которым 2-3 года?

 

 - Я, очевидно, и за то, и за другое, потому что это параллельный процесс, они не мешают друг другу, в историческом здании зачастую нельзя реализовать все свои желания, потому что есть ограничения с точки зрения реставрации, охраны памятника. Это может быть парковый комплекс. Для инвесторов невозможно будет реализовать на базе, скажем, какой-то усадьбы все необходимые опции инфраструктуры, которые нужны современному отелю. 

 

 - Ну, у Хаятт это 200 млн долларов. Если говорить  об усадьбах, наверное, там другая сумма. Какие проекты на территории МО инвесторам выгоднее реализовывать,?

 

 - Чтобы понять, что интереснее и выгоднее реализовывать, нужно изначально увидеть финансовую модель и понять экономику этого процесса. Если мы говорим про усадьбы, то этот проект сейчас на старте, поэтому оценить его с точки зрения финансовых вложений и срока их окупаемости довольно сложно. В перспективе, после реконструкции, эти объекты, помимо того, что они будут интересные, современные с точки зрения своих внутренних технологий, будут создавать сами по себе  какой-то турпродукт на базе МО и, соответственно, давать возможность увеличения объема налогов, поступающих в бюджет. Это процесс крайне важный и с точки зрения истории, и культуры. Это не монопродукт. 

 

 - О финансовой стороне вопроса для инвесторов и для региона мы поговорили. Что будет с туристами, которые приедут в МО? Какова цена вопроса? Очень многие говорят, что легче поехать куда-нибудь заграницу, в известные курорты, чем поехать в Подмосковье отдохнуть. 

 

 - Сейчас ситуация меняется. Во-первых, увеличивается количество средств размещения, которые расположены на территории МО. Появляются новые, более современные. Уровень конкуренции в МО будет расти, поэтому, мне кажется, что запредельные цены уходят в историю. Да, были даты, в которые забронировать отели в Подмосковье было довольно сложно, например, Новый Год или Майские праздники, лето, как привлекательное для многих в средней полосе России. Сейчас очень многие предприниматели более адекватно подходят к политике ценообразования. 

 

 - Кстати, в последние месяцы ситуация меняется в нашу пользу, и российские граждане предпочитают отдыхать в нашей стране, это действительно радует.