Дмитрий Хворостовский, народный артист России. Подмосковные вечера

Подмосковные вечера на открытом воздухе. Сразу в двух исторических местах Московской области пройдут концерты классической музыки в рамках VI сезона фестиваля "Подмосковные вечера". Особенность этого праздника в том, что всемирно известные артисты выступят не в камерных театрах, а под открытым небом. Поможет ли подмосковная природа восприятию классической музыки, узнаем прямо сейчас. У нас в студии участник фестиваля, народный артист России, всемирно известный баритон Дмитрий Хворостовский. Это "Интервью 360". 

 

 - Для Вас имеет значение, будете вы выступать под открытым небом или в каком-то закрытом помещении? 

 

 - Чисто физически – да. Под открытым небом, представьте, на пленэре, летом, комары, мухи, открытый рот певца... Дождь, если не повезет. Конечно, это действует каким-то образом, но в принципе для того, чтобы человек мог что-то сказать, ему нужно взлететь над реальностью, это то, что мы пытаемся делать. 

 

 - И совсем неважно, какая погода? 

 

 - Конечно, этот фактор нужно учитывать, это в некотором роде или помогает, или мешает взлетать. Но взлетать все равно приходится. 

 

 - Ваш концерт состоится в Павловом подворье 6 числа. Что обычно входит в Вашу программу? Что такое авторское, личное Вы стараетесь донести до аудитории, до Ваших поклонников, которые, наверняка, приедут?

 

 - Личное... Во-первых, этот концерт будет с Хиблой Герзмавой, с которой я никогда не музицировал на сцене. Мне будет очень приятно с ней выступать. Конечно, Константин Орбелян, который, по моим условиям, обязательно должен дирижировать. Как правило, он вносит непринужденную, теплую, домашнюю атмосферу. Улыбается и располагает к себе, к исполнителю. Программа будет оперная, достаточно серьезная музыка будет звучать, но я надеюсь, что зрители не устанут, и все пройдет достаточно динамично. 

 

 - Что для Вас значит выступление на подмосковной площадке? Как Вы нашли время в своем плотном графике, для того чтобы приехать сюда? Тем более, я знаю, что примерно в это время как раз Дни рождения у Ваших детей.  

 

 -    Да, как раз на Дни рождения я улетаю на 2 дня, а потом прилечу опять: у меня начинается сразу несколько записей, в том числе запись нового альбома с военными песнями. Дата, которая грядет в будущем году, для всех нас очень важна, поэтому я решил сделать новый альбом с военными песнями. Над этим альбомом я начал работать задолго. Я скачал примерно 300 песен, Вы не поверите, военных песен. Это помимо того, что я записал несколько лет тому назад и много лет концертировал уже с этой программой. Так что, конечно, было очень сложно из этих 300 выбрать нужное, для того чтобы они попали, вместились в этот маленький CD.

 

 - По какому принципу подбирали?

 

 - Нравится - не нравится. 

 

 - Все очень просто! Что Вас заставляет возвращаться в Россию? Ведь Вам как творческому человеку сложно переживать разрыв, наверное. 

 

 - Любовь. Моя любовь, любовь публики. Я люблю Россию, я русский человек, я патриот, я гражданин, я переживаю за страну. Потом, знаете, говорят, что большое видится на расстоянии. Поэтому Россию я вижу по-своему, с большого расстояния. Она мне видится несколько другой. Россия ранимая, тонкая, правильная и неправильная, любимая, я скучаю по России, по русскому языку. У меня бывают такие ностальгические моменты, когда я очень долго нахожусь не дома, где мне по ходу работы приходится достаточно долго находиться. Тогда я, как правило, ищу какой-нибудь русский магазин, покупаю бублики или пельмени. Даже в таких вещах заключается моя любовь. Но это когда долго не видишь. Когда появляются возможности сюда приезжать и концертировать, это самое главное, потому что никто так не понимает, что я делаю, что я делаю на концертной эстраде, никто не понимает это лучше, чем россияне. 

 

 - Вы исполняете композиции на разных языках. На русском Вам сложнее или легче?

 

 - Мне трудно сказать, русский язык обязывает ко многому, потому что язык, слово, очень весомое и значимое в русской музыке. Слово является абсолютно равноценным компонентом. Оно приобретает новый смысл, особенно в моих устах. Я пытаюсь также трактовать итальянскую, французскую, немецкую музыку, американскую, тоже с таким же значимым словом. 

 

 - Главное, чтобы русский язык всегда оставался в Вашем репертуаре. 2014 год в России объявлен "Годом культуры". Считается, что государство стало больше внимания уделять именно этому направлению. Как Вы считаете, это так? Классическая музыка в России, на ваш взгляд, что из себя представляет?

 

 - Я считаю, что это несколько дико и смешно, почему именно этот год  объявлен "Годом Культуры". Чем больше мы будем соприкасаться с  настоящей культурой,  с искусством, тем лучше все мы будем. Поэтому в такие лозунги я не то, чтобы не верю, я понимаю, что это привлекает какое-то особенное внимание, но такое внимание нужно всегда: каждый день, каждый год, каждый месяц. 

 

 - На каком уровне в России сейчас находится классическая музыка, если можно это оценить какими-то рамками? Мне кажется, это сложно, но какова Ваша позиция?

 

 - Я в данном случае не эксперт в этом деле. То, что я знаю, я считаю, что традиции сохраняются, причем вопреки, потому что Россия переживала очень трудные годы, 90-е годы, время после падения Советского Союза, когда многие институты, прежде всего, образовательные, разрушились. Тем не менее, не смотря на это, великие артисты продолжают рождаться на нашей русской земли. 

 

 - Дмитрий Александрович, тем не менее, на Ваш взгляд, интерес к русской классической музыке становится более активным  со стороны населения? Или...

 

 - Населения чего?

 

 - России. Или все-таки это интерес узкого круга людей?

 

 - Нет, это зависит от человека, от того, какой человек, какой исполнитель, насколько он хочет наиболее интересно преподнести классическую музыку людям. Проще всего проверять на детях. Они особенно непосредственные, они всегда подготовлены. Но когда они соприкасаются с настоящим искусством, они всегда отвечают. Так и для людей надо. Для хороших, плохих, подготовленных, неподготовленных, умных, глупых, тупых, каких угодно. Когда ты переходишь эту черту простого исполнительского мастерства, когда ты воспламенен, когда ты горишь, когда ты вдохновенен, тогда ты достигаешь любого сердца.