Михаил Ремизов, политолог. Эффективность работы глав муниципалитетов

Подмосковным главам выставили оценки. Правительство Московской области составило очередной рейтинг эффективности работы руководителей муниципалитетов. О лидерах и аутсайдерах и о том, как рейтинг должен повлиять на работу власти, поговорим прямо сейчас, у нас в студии политолог Михаил Ремизов. Это "Интервью 360".

 - В России существует очень много различных рейтингов: это и выживаемость губернаторов, и публичность политиков, и открытость власти. Однако очевидно, что тот, который представляет сейчас правительство Московской области от этих рейтингов разительно отличается. В чем же его особенность? 

 - Да, отличия есть. Я, в целом, скептически отношусь к этому бесконечному ранжированию, потому что часто в его основе лежат, например,  методы экспертных интервью. То есть поговорили с каким-то количеством умных людей, каждый из которых выдал иногда компетентную, но иногда произвольную точку зрения, дальше эти точки зрения опять же каким-то образом суммировали и получили список чемпионов и аутсайдеров. Здесь идет речь о комплексном рейтинге, о суммировании и интегрировании разных показателей, в числе которых и опросы населения по ключевым проблемам, и те запросы, жалобы, обращения, которые идут губернатору. Масштаб этого потока тоже в каком-то смысле является репрезентативной выборкой, поскольку предоставляет информацию, из каких районов поступает больше всего обращений и жалоб. Дальше, те экспертные интервью, о которых я уже сказал. Затем подводится официальная статистика, где учитываются экономические, эконометрические отраслевые показатели. После все это интегрируется и проецируется на оценку эффективности власти. Есть, конечно, проблема в таких рейтингах, связанная  с тем, что иногда достаточно сложно провести устойчивую связь между объемом накопленных проблем, уровнем недовольства и эффективностью власти. Иногда, если человек работает недавно, он не может нести груз ответственности накопленных проблем. Есть регионы объективно более благополучные и менее благополучные по целому ряду показателей. Наконец, есть такой странный психологический эффект, что в менее благополучный или, по крайней мере, в более бедных регионах уровень удовлетворенности состоянием и качеством управления власти может быть даже выше, чем в регионах богатых и благополучных. Есть много сложных вопросов в отношении того, как нужно интегрировать эти разные параметры оценки. 

 - Эксперты, о которых Вы говорили, считают, что рейтинги составляются совершенно не для того, чтобы показать общественное мнение, а наоборот, чтобы его сформировать. Какую цель все-таки преследует рейтинг Подмосковья? 

 - Нет, вопросы общественного мнения зачастую имеют формирующую роль, особенно в контексте проведения предвыборных кампаний, но это инструмент межвыборный, это инструмент оценки эффективности деятельности органов власти между выборами, поэтому, если он и должен что-то формировать, то формировать мотивацию тех, кто управляет, кто принимает решения. С этой точки зрения он очень важен. Правильное формирование мотивации управленцев муниципалитетов – вещь даже более важная, чем аналитический эффект, который мы получаем от этого рейтинга. 

 - Один из показателей этого рейтинга – процент доверия к губернатору области. По сравнению с прошлым, 2013 годом этот процент значительно вырос и составляет, в зависимости от того или иного муниципалитета, от 45% до 65%. Что это означает?

 - Андрей Воробьев систематически общается с разными группами общества Подмосковья. Естественно, с каждым поговорить невозможно, но работает так называемое "сарафанное радио". Таким образом, если он пообщался с коллективом предприятия или с жителями района, то они рассказали о своих впечатлениях своим соседям или коллегам, Вы рассказали о том, что произошло, люди посмотрели по телевизору. Поэтому этот эффект очень активной коммуникации с городскими сообществами и социальными средами, дает о себе знать. Второй момент – вычленение ключевых проблем. Те, кто живет в Подмосковье, кто анализирует, знают о проблемах региона: это и хаотичная застройка, и высокий уровень миграции, в том числе нелегальной. В последнее время этот показатель стал даже выше, чем в Москве, когда рынки стали переходить в Подмосковье, выдавливаться из Москвы. Следующие проблемы – доступность медицинских услуг, их качество, дорогое и не всегда качественно ЖКХ, потому что известно, что в соседних районах Москвы все стоит несколько дешевле и обстоит несколько лучше, чем в ближайших районах Подмосковья. Вот Воробьев указал на эти проблемы еще в ходе избирательной кампании и стал сразу же по ним принимать решения. Например, хаотическая застройка. Сейчас, насколько я понимаю, принято решение о том, что невозможно принять решение о новых строительных проектах вне единого плана и вне согласования с советом по градостроительной политике. Действует принцип двух ключей - муниципальные власти и власти области, чтобы не было бесконечного нагромождения новых высоток и попытки воткнуть в любой свободный пятачок что-нибудь рентабельное, высокоприбыльное, что можно быстро построить и продать.  То же самое касается одной из язв Подмосковья: это свалки бытовых отходов. Была ситуация, когда муниципалитеты отвечали и за вывоз, и за утилизацию, и за переработку. Вывозом они худо-бедно занимались, а вот утилизацией и переработкой совсем нет. В том числе по объективным причинам, потому что это вопрос, который очень сложно решить на уровне муниципалитета. Сейчас эту проблему подняли законодательно на уровне региона, и здесь она уже может решаться. Таким образом, вычленены ключевые проблемы и  по ним начата систематическая работа. И это заметно. 

 - Еще один момент, который касается рейтинга. Согласно данным, жители Подмосковья чаще всего жалуются на проблемы ЖКХ, но если говорить о других источниках, по другим показателям, больше всего их волнует ситуация с состоянием дорог.  Как вы объясните такое несоответствие?

 - На самом деле, нет объективного реестра проблем. Потому что какие-то проблемы в какой-то момент могут выходить на первый план, заслоняя собой все остальные. Например, произошел межнациональный конфликт в Пушкино – наверное, был резкий всплеск внимания жителей именно к этой теме и забыли о ЖКХ, про дороги. Потом ситуация затихла, и ранжирование проблем стало иным. Поэтому всегда в этих рейтингах много ситуативности. Есть, конечно, устойчивые проблемы, которые всегда с нами: и ЖКХ, и дороги относятся к их числу. Но есть проблемы, которые меняют свой индекс значимости в зависимости от конъюнктуры. Кроме того, если идет везде сплошной ремонт дорог, то проблема дорог будет восприниматься наиболее остро. Я сейчас, куда ни поеду, везде асфальт перекладывают. Может быть, люди реагируют и на это. 

 - Ключевое место в рейтинге занимает ранжирование муниципалитетов. Данные показывают, что лидер - это Подольский район, а аутсайдер - это Балашиха. Что это означает для муниципальных властей?

 - Для муниципальных властей это критерий их оценки, их работы. Однако всегда надо смотреть на то, имеем ли мы дело с накопленным грузом проблем, с объективными характеристиками района, сложными по тем или иным причинам, или с неэффективностью местной власти. На это надо смотреть в каждом отдельном случае. В Балашихе народ, действительно, многим недоволен. Но вот там в последнее время дороги, которые долгое время были разбиты годами, покрыли нормальным асфальтом и по ним теперь можно ездить. Напротив, качество поликлиник удручающее. Благодаря наличию нескольких рынков по соседству, высокий уровень нелегальной миграции, хотя меньше, чем в соседнем Дзержинском, положим. И конечно, есть проблема с качеством социальной среды, потому что одна из проблем в рейтинге по Балашихе, которая людей заботит сильно, это наркомания и алкоголизм. Действительно, присутствует ощущение того, что социальная среда фундаментально не благополучна. В какой мере это связано с объективными характеристиками населения, то есть расселения, сложившегося исторически, а в какой – с работой именно местных властей, надо изучать. Но конкретно в Балашихе это связано и с не очень хорошей работой местных властей тоже, на самом деле. 

 -  Как этот рейтинг отразится на жителях Подмосковья?

 - У жителей Подмосковья появится надежда на то, что руководители их муниципальных образований будут в тонусе, будут стремиться работать лучше, не в рамках общих слов "мы работаем для людей", "все для человека", риторически, а по конкретным показателям и индикаторам, по которым их работа будет оцениваться с регионального уровня. То есть, еще раз говорю, главная функция ранжирования – это стимул, мотивация для муниципальных руководителей.