Вячеслав Тимченко, депутат Госдумы, председатель Всероссийского совета местного самоуправления. О местном самоуправлении

Повышается роль и статус местных органов власти в политической системе страны. Муниципальная власть переходит на новый формат местного самоуправления. Речь идет о политической и экономической модели. В студии программы "Интервью 360" Вячеслав Тимченко - депутат Госдумы, руководитель Всероссийского совета местного самоуправления.

- Вячеслав Степанович, был 131-ый закон о местном самоуправлении, сейчас в длинном списке появился еще и 136-ой закон, в чем разница? Что изменится уже в ближайшее время?

- 136-й закон - это дополнение 131-го закона, "донастройка" всей законодательной базы, связанной с осуществлением местного самоуправления. Вы помните, что необходимость дальнейшей работы над законодательством местного самоуправления возникла после того, как было озвучено послание Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию. Тогда была сформирована рабочая группа из представителей экспертного и практического сообщества, из простых жителей, которые вносили свои предложения по корректировке действующего законодательства. Их можно было — и нужно было — сгруппировать в три основных блока. Первый  — это институциональная основа местного самоуправления, то есть, законодательно закрепленные возможности осуществления местного самоуправления. Анализ институциональных основ показал, что не все. Двухуровневая модель, которую мы в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления избрали для себя в России, не везде могла быть реализована. Так, например, в крупных городах имеющих де-факто деления на административные районы, административные полномочия можно внутри этих больших городов реализовывать, а властные полномочия, депутатские полномочия, нет. Эта часть в принципе выпала из законодательства, поэтому мы внесли предложения в 136-ой закон и сейчас этот пробел ликвидирован. Так что у нас не 5 типов муниципальных образований, а 7.

- В послании президента, которое Вы упомянули, было сказано о том, что люди должны буквально дотягиваться рукой до местной власти. Получим ли мы это в связи с изменением в законодательстве или  всё таки  к этому нужно еще стремиться?

 

- Это была главная идея,с которой мы приступали и к разработке законопроекта, и к оценке необходимых изменений в других сферах. Безусловно, с принятием 136-го закона, который 27 мая подписал президент, одна из целей — приближение власти — решена.

-  Что должно измениться в умах людей, для того, чтобы они знали, куда идти, к кому обращаться? Сегодня, это не секрет, достучаться до чиновников на местном уровне очень сложно. Для того, чтобы попасть к ним на прием, нужно записываться, это не всегда возможно. Что должны делать люди? Какая помощь с их стороны нужна, чтобы изменить что-то в сознании?

- Люди должны четко представлять, кто за что отвечает. Человек не должен никуда идти. В идеале  исполнительная власть сама должна сделать для людей условия и решения, которые необходимы человеку.

- Это Вы сейчас о чем говорите? Это вопросы ЖКХ, управление?

- Это вопросы ЖКХ, транспорт, здравоохранение, образование. К сожалению, за эти 10 лет с момента принятия 131-го  закона часть вопросов и проблем, которые должны решаться на муниципальном уровне, они были перенесены на региональный, а некоторые даже на федеральный уровень. Когда я говорил о трёх этапах, второй этап мы должны всё-таки ценить. Здравоохранение, первичная медицинская помощь должна находиться в чьем ведении, региональной власти или местной? Человек ведь  живет в конкретном населенном пункте, маленьком селе.

- И только глава на месте может понять, что нужно ему?

- Медицина нужна на месте, а не в областном центре. Для того, чтобы он не ехал за несколько десятков километров за непонятным результатом, получит он эти медицинские услуги или не получит.

- Так куда сегодня идти людям, к депутатам?

- Вот если решать вопросы каждого человека, то нужно идти  в исполнительную власть, к администрации. А если администрация не решает эти проблемы или решает  некачественно, вот тогда необходимо обращаться к депутатам. Потому что это тогда системное решение. Депутат как раз является представителем населения, который должен контролировать, насколько исполнительная власть исполняет свои полномочия и работает в интересах человека.

 

- Давайте разберемся. С принятием 136-го закона, какие полномочия передаются региону и останутся за ним, и что должна будет выполнять власть на местном уровне?

- У нас до принятия 136-го закона на сельском поселении было завязано 42 вопроса местного значения, но Вы прекрасно понимаете наш кадровый потенциал, финансовые возможности сельских поселений, абсолютно не смогут реализовать эти 42 вопроса местного значения.

- И поселения абсолютно на разном уровне, кто-то способен финансово тянуть какие-то вопросы...

- Даже если бы они были на одинаковом уровне, 42 вопроса местного значения физически невозможно решить. Об этом говорят сами руководители сельских поселений, поэтому в 136-м законе мы сократили количество вопросов местного значения для сельских поселений с 42 до 13, жизненно необходимых, которые можно решить в сельском поселении. А все остальные, вплоть до противодействия терроризму, ну разве это поселенческого уровня задача? Это будет относиться к региону, это даже федерального уровня вопросы. Мы должны понимать, что власть не только исполняет эти полномочия в интересах населения, решая вопросы местного значения, она еще и находится в зоне внимания надзорных, контрольных органов. За неисполнение полномочий, полагается существенное наказание, в том числе и финансовое. Финансовые возможности местного самоуправления и так слабые, так она еще и штрафуется на серьезные суммы. Причем персонально штрафуется в рамках муниципального бюджета. На исполнение вопросов в интересах жителей денег вообще не остается.

- Если говорить о Московской области, то сейчас в регионе идет оптимизация. Главы сельских поселений просто уходят, остаются главы районов. Происходит так называемое укрупнение. Как Вам такая структура именно для Подмосковья?

- Что касается области, там не идет укрупнение района за счет ликвидации поселения. Бывает слияние в более крупное сельское поселение, за счет этого происходит укрупнение. Бывает — и это тоже проблема — населенные пункты, в которых уже нет жителей, они де-юре являются поселениями, а де-факто там уже ни одного человека нет. Так что идет процесс ликвидации таких населенных пунктов, что тоже регулируется 136-м законом. На самом деле, сокращение административно-управленческих расходов  — это правильный путь. Не секрет, что есть такие сельские поселения, бюджетов которых хватает только на содержание чиновничьего аппарата и на оплату коммунальных услуг помещения, которое занимает этот аппарат. А на решение проблем людей вообще не остается.

- Мы много с Вами говорили о том, что у людей должно поменяться сознание и отношение к власти. Если говорить о муниципальной власти, главы на местах уже знают, что теперь они хозяйственники, что они должны надевать спецовку и идти с людьми убирать улицы, быть среди народа, а не где-то в стороне?

- 131-й закон дал реальный толчок к развитию местного самоуправления в РФ, но, к сожалению, он содержит очень много юридических терминов, которые не понятны для населения. Вот когда Вы сказали глава муниципального образования, а кто глава? В зависимости от того, каким образом формируются власти, главой может быть и глава администрации, который избирается на муниципальных выборах напрямую (это определяется сейчас законом субъекта и уставом муниципального образования), это может быть человек, которые напрямую избирается всем населением и возглавляет Думу, это может быть депутат, который избирается в представительный орган, а потом становится председателем и, следовательно, главой муниципального образования. Это следующая наша задача: немножко подчистить, провести унификацию и добиться того, чтобы в законе находились формулировки, понятные каждому человеку. Вы правы, те люди, которые сегодня приходят на работу в органы местного самоуправления, особенно на административные работы, они прекрасно понимают, что от качества их работы зависит оценка состояния государственности у населения. Местное самоуправление - самостоятельный институт публичной власти, но удовлетворённость ситуацией в стране начинается с удовлетворённости работы главы администрации самого низкого уровня.