Кирилл Жигарев, депутат Московской областной думы, член фракции ЛДПР

Сократил маршрут? Заплати штраф. Депутаты областного парламента проголосовали за поправки, которые увеличивают штрафы за правонарушения на автомобильном и наземном транспорте. Какие нарушения беспокоят депутатов и можно ли только одними штрафами решить возникающие проблемы? Об этом спросим у одного из авторов поправок, депутата Московской областной думы, Кирилла Жигарева.

Это "Интервью 360".

 - Я знаю, что 19 октября были внесены поправки в закон об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном транспорте. Расскажите подробнее, в чем заключаются эти поправки?

 - У нас поправки заключались в наделении полномочиями Минтранса выписывать штрафы за нарушение параметров перевозок, за отклонение перевозчика от маршрута и за самовольное изменение рейсов. Имею ввиду, самих маршрутов. 

 - А насколько это наболевшая тема?

 - Когда Минтранс открыл свою горячую линию по данному вопросу, у них было порядка 3 тысяч обращений от граждан именно на горячую линию. Именно жалобы. После чего они обратились к нам в комитет (Комитет по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Мособлдумы) с просьбой рассмотреть этот вопрос. Привели все данные, и мы начали заниматься данным вопросом. 

 - Понятно, что такое "отклонение от маршрута". А вот формулировка "нарушение параметров перевозок по маршруту" - что это значит?

 - Есть договор между перевозчиками и Минтрансом, который они заключают. В нем прописывается количество транспортных средств по данному маршруту, вместимость данных транспортных средств. Есть определенные параметры, которые перевозчик должен выполнять для  того, чтобы обеспечить безопасность перевозок. Они все прописываются в договоре. 

 - То есть, эта классическая история, когда в маршрутку набивается больше людей, чем то количество, для которого она предназначена. Это попытка неким образом обезопасить пассажиров, которые передвигаются по данному маршруту?

 - Да, во-первых, количество пассажиров, которые набиваются в маршрутку, во-вторых, у нас были случаи (и в Москве такие случаи были), когда перевозчик самовольно ставил дополнительные кресла или сужал ряды, или наоборот, добавлял еще один ряд. Это нарушение безопасности. Есть технический регламент, на который рассчитан данный автомобиль, данное транспортное средство. И если идет нарушение, то, соответственно, сразу падает уровень безопасности. 

 - Еще одна поправка касается увеличения штрафа за управление транспортным средством без выданного уполномоченным органом разрешения. Здесь о чем можно говорить? Насколько это критичная история?

 - Здесь данный вопрос надо рассматривать в комплексе. Мы выходили на обсуждение этой темы вместе с представителем Мособлтранса, и у нас появилась статистика, что зачастую нелегальные перевозчики, у которых нет разрешения, сами выходят на маршруты. При этом они выходят зачастую за минуту или за две до официального перевозчика либо Мособлтранса. Как только выходят проверки на данный маршрут, на данные рейсы, пассажиропоток в том же самом Мособлтрансе увеличивается. Когда выходит проверка, у нас увеличивается пассажиропоток. Нелегальный перевозчик сразу уходит с этого маршрута, потому что боится штрафных санкций. И легальные перевозчики сразу видят повышение прибыли и пассажиропотока. 

 - О чем можно говорить, насколько высока на территории области степень работы нелегальных перевозчиков?

 - Сегодня, когда мы увеличили штрафы и, наконец, уполномочили Министерство транспорта области, у нас резко сократилось и количество нелегальных перевозчиков, и количество нелегального транспорта. Количество нелегальных перевозчиков сократилось на 60%, количество транспорта в районе – на 70%. То есть, мы действительно серьезно убрали нелегалов с наших линий. 

 - А какой сегодня штраф?

 - Для водителей это до 3 тысяч рублей, для должностных лиц до 30 тысяч рублей, а для юридических до полумиллиона. 

 - Но 3 тысячи рублей, все-таки, недостаточно серьезная сумма для человека, который занимается каким-то нелегальным бизнесом, чтобы его прекратить. Легче, наверное, заплатить штраф. 

 - Согласен, но мы руководствовались здесь еще и тем, что зачастую водитель является заложником ситуации. Не водители же решают выходить им на маршрут или нет. Есть обычное юридическое лицо, которое занимается перевозками. Так же у нас есть мера по повторным нарушениям: для водителей это 5 тысяч рублей, для должностных 50 тысяч рублей, а для юридических до миллиона рублей. Для большинства нелегальных перевозчиков эта сумма достаточно критична. 

 - Полмиллиона действительно критичная сумма. Тем не менее, можно ли говорить, что нелегальные перевозчики регистрируют юридически свой бизнес, и таким образом их можно привлечь?

 - Зачастую да, потому что мало кто сегодня владеет такими свободными средствами для покупки нескольких автомобилей средней вместимости, тех же Мерседес Спринтер или Форд Транзит. То, что подходит сегодня по классу. Поэтому приходится, естественно, им регистрировать юридическое лицо и где-то кредитоваться или брать автомобили в лизинг. 

 - Давайте поговорим о статистике за 2015 год по нелегальным перевозчикам. Насколько увеличился или уменьшился объем?

 - Мы уменьшили объем, в связи с данными поправками, на 60-70%. А если мы говорим про прошедшие 10 месяцев, которые работает этот закон, то мы привлекли порядка чуть больше 1200 нелегальных перевозчиков, наложили штрафов почти на 24 млн рублей. Из этих 1250 перевозчиков 685 – это те, кто ездил и осуществлял перевозки без разрешения. У нас так же сегодня есть мера по изъятию транспортного средства, то есть, Минтранс наделен такими полномочиями, он может изымать транспортное средство на спецстоянку. Начнем с того, что с 1-го числа за 2 дня изъяли порядка 11 автомобилей только на спецстоянку. И привлекли около 16 нарушителей, то есть, нелегальных перевозчиков. 

 - А в каких условиях можно изымать транспортное средство?

 - Если установлен факт нарушения, если перевозчик не осуществляет деятельность с разрешения Минтранса, если не соответствует параметрам договора, когда таковой есть. 

 - То есть, налагается и штраф, и изымается транспортное средство?

 - Да. 

 - А какую материальную выгоду от этих изменений претерпел бюджет области за год?

 - Если говорить об уроне бюджету, который несла Московская область, это порядка 700 млн рублей. Это в том числе деньги Мособлтранса, который недополучил прибыли от своих пассажиров, и, соответственно, не уплатил налоги в бюджет Московской области. И официальных, легальных перевозчиков, которые прошли эти конкурсные отборы и заключили договора. 

 - Все-таки, на законодательном уровне есть ли смысл еще каким-то образом менять вот эту систему? Понятно, что ГИБДД проводит определенные рейды, выявляет нарушителей, выписывает штрафы. Тем не менее, в той или иной степени законодательный уровень здесь очень важен. Есть ли желание поменять еще что-то на этом уровне?

 - Здесь надо рассматривать комплекс мер. Одна из таких мер, которая входит в комплекс по установлению легальных и безопасных перевозок - это карта "Стрелка". Мы проводили 30 октября круглый стол в Можайске, там отчитывался Мособлтранс. У них так же есть так называемые рейды именно по "Стрелке". Когда они выходят на такие маршруты с проверками, в том числе и с представителями Минтранса,  у них тоже пассажиропоток увеличивается до нескольких тысяч человек. Соответственно, мы видим, как на самом деле востребован данный маршрут. Зачастую мы можем констатировать, что у Мособлтранса или иного легального перевозчика этот маршрут является невостребованным. И только за счет того, что нелегалы приезжают за минуту-две до официального перевозчика, а люди, естественно, торопятся на работу, все бегут в эту маршрутку или автобус средней вместимости, и на нем уезжают. 

 - Но здесь тоже имеет смысл работать с тарифами.

 - Нелегальные перевозчики конечно демпингуют цены. И ставят их ниже. Бывает, что ставят и по 30 рублей, где по 40 рублей у официальных перевозчиков. Но по той же "Стрелке" выгода на ее стороне. Поэтому мы сегодня пытаемся как можно больше внедрять "Стрелку" по всем муниципальным образованиям, но в большинстве случаев единственная преграда - это нелегальные перевозчики. 

 - Желаем вам удачи, спасибо большое!