Павел Буяджи, генеральный директор ООО "Единая транспортная карта". С прицелом на федерацию

Чем больше ездишь, тем меньше платишь. Как за 9 месяцев реализации проекта "Стрелка" в России была создана самая широкая сеть распространения и пополнения единой транспортной карты? Когда станет возможным оплачивать проезд в электричке, используя электронный кошелек карты "Стрелка"? И насколько амбициозны планы данного проекта? Об этом поговорим с генеральным директором компании "Единая транспортная карта", Павлом Буяджи.

Это "Интервью 360".

 - Проект "Стрелка" был запущен 1 февраля. Получается, что ему уже 9 месяцев. И за это время аналогов в России, как говорят эксперты, так и не появилось. В чем же уникальность этого проекта?

 - Верно. Проект был запущен 9 месяцев назад, 1 февраля 2015 года. За это время мы сделали очень многое. Уникальность его заключается в том, что проект реализуется Сбербанком России, его дочерней структурой, компанией "Универсальная электронная карта". И проект реализуется исключительно за счет инвестора. То есть, ни копейки бюджет Московской области не тратит. В ноябре прошлого года было заключено инвестиционное соглашение между правительством Московской области в лице Министерства транспорта Московской области, компанией "Универсальная электронная карта" и самым крупным перевозчиком Московской области компанией "Мострансавто". То есть, уникальность проекта заключается в том, что проект такого масштаба реализуется за счет инвестора. Инвестиционные средства покрывают создание системы, эксплуатацию системы, эмиссию карт и создание самой широкой сети распространения и пополнения карты в Московской области. Дополнительно скажу, что система, которую мы внедряем и реализуем в Московской области, полностью соответствует Федеральному законодательству, а именно 161-му Федеральному закону о платежных системах. То есть, это электронные денежные средства. 

 - Говоря о масштабах (вы сами затронули тему), какова сейчас география проекта? Где житель Подмосковья может воспользоваться и пополнить карту "Стрелка"?

 - На сегодняшний день жители Подмосковья абсолютно везде, в любом районе Подмосковья могут использовать карту "Стрелка" для оплаты проезда на общественном транспорте. На сегодняшний день это более 5 тысяч транспортных средств компании "Мострансавто", и 3 тысячи транспортных средств других перевозчиков. Порядка 170 перевозчиков уже подключены к системе. Можно оплатить картой проезд в автобусах, маршрутках, электричках, трамваях. То есть, на любом общественном транспорте Московской области. 

 - Говоря о других видах транспорта, насколько мне известно, в электричках карта "Стрелка" действует следующим образом: доступна услуга записи билета или абонемента на карту. Когда можно будет оплачивать проезд, используя электронный кошелек карты? 

 - Верно, на сегодняшний день карта "Стрелка" является носителем, на который записывается билет. Билет ЦППК, Московско-Тверской пассажирской пригородной компании. Для того, чтобы реализовать списание средств с электронного кошелька, необходимо провести ряд технологических мероприятий. Мы этим занимаемся совместно с нашими коллегами и партнерами. В ближайшее время мы планируем от подготовительной фазы запуска проекта перейти уже к практической. Мы надеемся, что об этом уже можно будет говорить в начале следующего года. 

 - А когда можно будет говорить о полном распространении проекта "Стрелка" на всю Московскую область? 

 - Уже на сегодняшний день это вся Московская область. Говоря о всех перевозчиках, то до конца года мы планируем подключить абсолютно всех перевозчиков Московской области к системе, и таким образом пассажиры смогут оплачивать проезд в любом виде транспорта Московской области. Карта "Стрелка" в скором времени может стать не только средством оплаты проезда, но и, например, средством оплаты городских сервисов. Можно будет оплатить велосипед, сходить в музей. Это наши планы, которые мы планируем реализовать в следующем году. 

 - Возникает ли у пассажиров проблема с покупкой и пополнением баланса на карте "Стрелка"? Как можно проследить за остатком денежных средств?

 - На сегодняшний день мы создали уже достаточно большую сеть реализации карты "Стрелка" - это 6 тысяч точек. Могу отметить, что это точки салонов сети "Евросеть", это "Почта России", это компания "Мострансавто". Абсолютно в любом транспортном средстве компании "Мострансавто" можно купить карту "Стрелка". Поэтому проблем с покупкой нет. Конечно, у нас есть далеко идущие планы, это покупка карты в филиалах Сбербанка. Мы планируем реализовывать карту в торговых сетях Московской области, в МФЦ. Это если говорить о том, где можно купить карту. Если говорить о каналах и точках пополнения, то карту "Стрелка" можно пополнить более чем в 37 тысячах пунктов пополнения - это терминалы Сбербанка, салоны "Евросеть", терминалы Киви и много других средств и точек пополнения. Уникальность системы заключается в том, что карту можно пополнять удаленно. Пользователи карты могут пополнить карту, не выходя из дома. Нами специально был разработан и запущен портал http://strelkacard.ru, мобильное приложение, с помощью которого можно пополнить карту. И много других средств удаленного пополнения. 

 - То есть, действует мобильное приложение, сопряженное с картой?

 - Верно. И уникальность заключается в том, что пополняя карту, вам нет необходимости потом куда-то идти, прикладывать карту к необходимому терминалу, записывая информацию на карту. Вы можете пополнить карту у себя дома, не выходя из дома, с помощью портала или мобильного приложения, и сразу ехать на автобусе. 

 - Меня, как человека молодого, это заинтересовало. То есть, Android, iOS, на всех операционных системах это приложение доступно?

 - Абсолютно точно. Android, iOS и Windows. 

 - Вы говорили о том, что готовитесь к сотрудничеству со Сбербанком. Когда же можно будет говорить о том, что Сбербанк начнет продавать и пополнять ваши карты?

 - Сбербанк уже пополняет карту. Более того, агенты, которые подключаются по пополнению, это по сути агенты, которые работают с помощью Сбербанка. А что касается продажи карт в филиалах Сбербанка, мы планируем, что это будет уже в этом году. 

 - Я знаю, что озвучивались ваши планы расширить проект с уровня регионального на федеральный уровень. Проект долгоиграющий, далеко идущий. Не слишком ли он амбициозный? Насколько это вообще экономически выгодно, особенно сейчас?

 - Наша система тем и уникальна, что процесcинг этой системы, который позволяет учитывать поездки, уже нами реализован в ряде регионов помимо Московской области. Это Калужская, Тульская, Орловская, Курская области. И распространить реализацию систем на другие регионы для нас не составляет никакого труда. Эта тема особенно актуальна накануне проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Мы знаем, что Министерство транспорта России работает над этой задачей. Задача заключается в том, чтобы предложить жителями и гостям, которые приедут на чемпионат, единое средство оплаты проезда. По сути, мы сейчас уже реализуем федеральный стандарт. Мы планируем интеграцию процессинга регионов там, где уже существует наша система. Для нас не является чем-то сложным обслуживать транзакции, которые проходят в системе в разных регионах, где мы уже присутствуем. Так же нами ведется работа с другими регионами, где существуют другие системы. Например, в Москве "Тройка". Мы обсуждаем с коллегами и работаем над возможностью технологий перекрестной записи транспортных приложений наших карт. 

 - В смысле, идет речь о какой-то унификации "Тройки" и "Стрелки"? 

 - Нет, речь идет не об этом. У нас разные системы. И на каждой карте записывается транспортное приложение. Поэтому, записать на "Стрелке" приложение "Тройки" не составляет труда. И наоборот тоже. И человек, имея одну карту, сможет оплачивать проезд в разных регионах. 

 - И все же, распространение карты на федеральный уровень, насколько это целесообразно сейчас? 

 - В данном случае, присутствие в том или ином регионе - это отдельный бизнес-проект. Прежде чем зайти в какой-то регион и запустить проект, мы считаем экономику. Для нас это целесообразно. 

 - Спасибо вам огромное за разговор, спасибо, что нашли время. Приходите к нам еще!