Александр Наумов, председатель Комитета по местному самоуправлению Московской областной думы. Принцип "двух ключей"

Местное самоуправление. Насколько сегодня устойчива в Подмосковье децентрализованная форма управления? С какими проблемами сталкиваются представители муниципальных образований области? Об этом и не только поговорим с председателем комитета по местному самоуправлению Московской областной думы, Александром Наумовым.

Это "Интервью 360".

 - По мнению многих экспертов, самая серьезная проблема местного самоуправления в том, что не хватает средств. Насколько сегодня действительно полномочия глав соответствуют тому финансовому объему, который есть в их распоряжении? 

 - 131 закон, который вот уже 15 лет действует у нас в стране, и в том числе в Московской области, создал достаточно много проблем. С одной стороны, он сделал доступной власть для населения, с другой стороны, многие муниципалитеты оказались поделенные. Когда они были в одних районах, то есть, они жили по одному бюджету, было одно руководство. Когда стали отдельными поселениями, то оказалось, что у многих поселений средств нет. Поэтому, буквально еще год назад, более 100 сельских поселений были глубоко дотационными. Из них многие вообще не могли купить скрепки для бумаги. Ведь как у нас строится бюджет?  НДФЛ (налог на доход физических лиц - основа местного самоуправления и бюджета любого муниципального образования), налог на землю, на имущество, сейчас есть еще упрощенка, акциза - из этого всего строится бюджет. И то благополучие, которое должно быть дано населению. То есть, из этих денег строятся и ремонтируются дороги, дома культуры. 

 - Это в идеале. Но не все районы чувствуют себя одинаково уверенно?

 - В самом деле, получается, что НДФЛ у всех разный. Ведь те муниципалитеты, которые находятся рядом с МКАД, там есть работа, есть возможность трудиться и платить налоги. Другие, которые дальше, этого лишены. Многие жители дальних и средних муниципалитетов ездят в Москву работать. Это большая проблема. Мы в свое время поднимали вопрос о том, что НДФЛ (как во многих европейских странах) должен платиться по месту жительства, а не по месту работы. Но, однако, федеральное законодательство говорит, что нужно платить по месту работы. Поэтому, люди платят налоги в местах приложения труда, в Москве, а не в своем муниципалитете. 

 - Как решить эту проблему? Чтобы налоги оставались на местах? 

 - Решить проблему нужно и можно. В этом направлении делается очень много. Потому что Московская область очень привлекательна для инвестиций. Регион, который имеет третий в России бюджет. Есть возможности для развития и для того, чтобы инвесторы приходили и вкладывали свои деньги, создавали новые предприятия. На это направлена деятельность, в том числе и Московской областной думы. И принят целый ряд законов о том, что это перераспределение полномочий, наделение полномочий, два закона. С одной стороны, часть полномочий, которые зачастую не очень эффективно выполнялась, взяла на себя область. И частично их вернула 107-м законом на уровень муниципалитетов. Это принцип "двух ключей". Один ключ у правительства Московской области, а второй - у местных властей, у самоуправления. Это для того, чтобы можно было решать вопросы совместно. Потому что, для того, чтобы инвестор пришел и построил предприятие, нужно пройти очень много препон. С одной стороны. Когда 131 закон разделил районы на отдельные муниципалитеты, получилось, что нужно идти к нескольким начальникам. 

 - Бюрократические барьеры.  

 - Бюрократические барьеры по полной программе. С другой стороны возникали всякого рода субъективные причины (дам или не дам работать на этой территории). 

 - Сейчас они как-то устранены? 

 - Нет, конечно. Они облегчены. Ведь ничего не делается одномоментно. Это целый процесс, но он пошел! Это уже хорошо. Уже есть возможность для того, чтобы приходили люди, бизнес, и работали. 

 - Не все главы могут одинаково эффективно привлекать инвесторов. В этом не всегда их вина, потому что район может быть менее привлекательным. Но тот ключ, который есть у Московской области, успокаивает глав районов, которые находятся в менее выгодном положении? Сами главы понимают, сколько сейчас на них ответственности? И что тот ключ может потеряться? 

 - Главы понимают, что за все на своей территории они не отвечают. Ведь местное самоуправление - это когда население само или через свои органы решает вопросы местного значения. Поэтому власть и главы воспринимаются населением как люди, которые решают именно их проблемы. И то, как они взаимодействуют, в том числе и с правительством Московской области, и с населением, слышат ли они население и понимает ли их население - вот, что важно! Есть главы, которые действительно считают, что их избрали, и они могут работать, как считают нужным. Но это неправильный подход. Потому что должно быть взаимодействие между населением, между главой с одной стороны, а с другой стороны между главой и правительством Московской области. И чтобы население могло взаимодействовать и с правительством Московской области. Чтобы правительство могло услышать, какие пожелания у населения. 

 - Люди понимают, что у них появилось больше возможностей? Они стали более активно себя вести? Или главы не доносят эту информацию до людей?  

 - Последнее время есть разные ситуации. Сейчас дается возможность заниматься, например, фермерским хозяйством. Но надо отдать должное, признать, что большая часть земли сельхозназначения находится в чьей-то собственности. И второй момент: чтобы главы давали землю не просто выборочно, а тем людям, которые имеют возможность и желание работать, это очень важно. Во многих местах это слышат и понимают. Но где-то есть инерция. 

 - Продолжая тему земельных отношений, в Госдуме недавно прошли слушания, и прозвучала критика в адрес органов местного самоуправления Подмосковья по поводу того, что многие земли отдаются под строительство каких-то объектов или другие нужды без проведения необходимых слушаний. Как вы относитесь к такому замечанию, справедливо ли оно? 

 - Здесь нужно разбираться, есть ли такие случаи или нет. 

 - Ну, вы наблюдали в своей практике?

 - Если говорить обо мне, чтобы на публичных слушаниях проходило, я такого не видел пока. Но я думаю, что такое возможно. С другой стороны нужно тоже понимать, что Московская область очень привлекательна для строителей. Строится очень много - в Московской области строится 12% всего жилья России. 230 млн квадратных метров жилья! Это очень много! На каждого жителя приходится 31 квадратный метр жилья. Есть запрос, есть и предложение в определенной степени. И в этой связи был создан Градостроительный совет. Чтобы была единая политика, которую можно бы было проводить на уровне Московской области. С другой стороны, нужно понимать, что в работе Градостроительного совета нужно больше открытости. Без такого подхода будет возникать различного рода критика. Потому что люди должны понимать и видеть, что происходит в Градсовете. И понимать, что они могут каким-то образом воздействовать. Если начинаются какие-то поползновения на зеленые зоны, на то, чтобы построить что-то без должной инфраструктуры, а соблазн очень велик! Поэтому, нужно больше открытости!

 - Спасибо вам большое за интересный разговор, будем ждать налаживания этого диалога, о котором мы с вами столько говорили, спасибо!