Александр Двойных, депутат Московской областной Думы. Сколько стоит социалка Подмосковья?

Точечное реформирование. Как реализовать принцип социальной справедливости, избежать нестыковок в бюджете и при этом идти по пути оптимизации расходов? Узнаем у депутата Московской областной Думы Александра Двойных. Это – "Интервью 360". 

- Этот месяц выдался очень жарким по числу новостей в социальной сфере области. Естественно все началось с 1 августа, когда в силу вступил закон об отмене транспортных льгот. Ваше мнение, почему это произошло и к чему приведет?

- Такое решение было принято в связи с тем, что с одной стороны, Московская область, наш областной бюджет, более 40 млрд в год расходует на социальную поддержку, на льготы для жителей Подмосковья. С другой стороны мы видим, что остается ряд категорий людей, которым до сих пор очень непросто. Более ста тысяч человек на сегодняшний день получают пенсию (неработающие пенсионеры) в размере 7,5 тысяч рублей в месяц. С учётом роста цен на энергоносители, квартплату, с учетом объективного роста цен на продукты питания, который мы сегодня фиксируем, это крайне невысокие выплаты. И мы понимаем, что помимо нашего социально ориентированного бюджета, мы должны очень ответственно относиться к тем выплатам, которые делаем. И в первую очередь, они должны быть направлены на людей, которым на самом деле сегодня очень тяжело. То, что касается транспортной льготы, мы заняли абсолютно четкую позицию – все льготы на территории Московской области полностью сохраняются. Мы лишь оптимизируем эти льготы по нашим региональным льготникам по проезду на территории Москвы. И это решение многократно озвучивалось. Хочется сказать лишь одно: за время действия этого закона из бюджета Московской области в транспортные предприятия города Москвы было выплачено более 30 млрд рублей. Это колоссальная цифра. Если это перевести, например, в дома престарелых или в места в детских садах и школах, они будут исчисляться десятками тысяч. И мы понимаем, что именно сегодня, когда ситуация экономически меняется, мы не должны позволить ни одному жителю Московской области остаться за чертой бедности. Поэтому мы и провели полноценную ревизию социальных выплат и льгот, которые есть на территории Московской области и пришли к такому решению. При этом мы заняли абсолютно четкую позицию не сокращать именно льготы. Лишь ревизия и точечные настройки для помощи людям, которым сегодня особенно тяжело. 

- Может быть, поговорим о компенсации? Я знаю, что есть какая-то определенная сумма, и возможно она будет как-то пересмотрена?

- В предоставлении любой льготы обязательно должно присутствовать два принципа: это принцип адресности - мы должны четко понимать, какой человек получает эту льготу; и второй важнейший принцип, который, к сожалению, не присутствовал в предоставлении транспортных льгот - это принцип нуждаемости. То есть, когда мы понимаем, почему и по каким финансовым параметрам мы эту льготу предоставляем тому или иному человеку. К сожалению, у нас в список людей, которые пользовались этой льготой, входили люди, которые находились в разном финансовом положении. Мы постоянно приводили статистику, исходя из той, которая у нас есть. Поскольку транспортные карты, которые использовались, были снабжены уникальными номерами, мы можем видеть людей пофамильно, кто и как ездил. Основной характер поездок, которые совершались по территории Москвы, имел рабочий характер. Естественно, мы не можем препятствовать жителям Подмосковья, работать в Москве. Но при этом, мы считаем, что оплачивать эти поездки из бюджета Московской области при большом количестве нерешенных социальных проблем в сегодняшней ситуации непозволительно. У нас заложен целый ряд механизмов компенсации, в том числе, и проездов для жителей Подмосковья. Сегодня закон предусматривает (действующая редакция) компенсацию для проезда в медицинские учреждения. Она составляет 400 рублей. Это незначительная сумма, но хочу сказать, что у нас есть еще два механизма. Это адресная финансовая помощь малообеспеченным семьям, которая может оказываться в размере до 6 тысяч рублей в год. И основной принцип предоставления этой помощи – это комиссионное рассмотрение конкретной ситуации. Когда комиссия рассматривает вопрос, и мы понимаем, что человек едет в больницу, или ему нужно съездить в какой-то реабилитационный центр. Комиссия принимает положительное решение и оказывает эту помощь. Второе – это помощь гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Она предусматривает вообще до 30 тысяч рублей поддержки в год на одного человека. И там точно так же заложен именно этот принцип нуждаемости. 

- Тогда перейдем к теме сегодняшнего дня. С сентября вступит в силу решение об увеличении прожиточного минимума для пенсионеров Подмосковья. Теперь он составляет 8400 рублей. Какое количество человек теперь вправе рассчитывать на региональную социальную доплату?

- У нас действует закон Московской области, по которому мы доплачиваем до минимального прожиточного минимума всем неработающим пенсионерам, у которых пенсия меньше этого прожиточного минимума. До настоящего момента она составляла 7500 рублей. Мы понимаем, что с учетом того роста цен о котором я говорил, это необъективная цифра. И поэтому принято решение, об этом заявил губернатор, что мы этот прожиточный минимум повышаем. Соответственно, мы повышаем уровень доплат к пенсиям неработающих пенсионеров до 8400 рублей. Сегодня такие доплаты будут получать более 150 тысяч жителей Подмосковья. И объективно, это именно те жители, которые сегодня находятся в самой сложной финансовой ситуации. Хочу сказать, что Московская область – один из немногих субъектов Российской федерации, который сегодня в непростой экономический период именно увеличивает доплаты к пенсиям. 

- Я знаю, что есть еще одно соглашение, оно было принято еще в августе, но вступит в силу только с сентября, между правительством Московской области и руководством различных торговых сетей Подмосковья о предоставлении скидки незащищенным категориям граждан. Она будет составлять 5%. Все ли сети регионов пошли на предоставление скидки? Как вы считаете, насколько успешно эта система будет работать?

- Более 10 сетей подписали это соглашение, причем это признанные лидеры по объёму продаж, по качеству обслуживания. Такие как «Дикси», «Копейка», «Магнит», «Ашан». Это те магазины, которые предоставляют одни из самых низких цен и которые пользуются большой популярностью среди наших ветеранов и пенсионеров. Я считаю, что это уникальное соглашение, поскольку далеко не во всех регионах Российской федерации такое подписано. Во-вторых, оно позволяет как раз тот рост цен, о котором я говорил, снивелировать для самых незащищенных слоев населения. Мы договорились о том, что эти скидки действуют в утренние часы, когда нет большого потока покупателей. Во-вторых, торговые сети показывают все-таки свою социальную ориентированность и готовность выполнять договоренности, которые были у нас с ними еще при входе для работы в Московской области. В-третьих, я хочу сказать, что мы эту работу собираемся продолжать и очень просим губернатора продолжить эту работу в плане развития такой же скидочной системы в сети аптек. Потому что мы чувствуем повышение цен на лекарственные препараты – это то, с чем к нам обращаются пенсионеры. Такая вот комплексная работа не только с увеличением выплат, не только с ревизией льгот, которые мы сегодня проводим, но и с поддержкой именно в плане скидок на самые важные продукты и препараты для самых социально незащищенных слоев населения. 

- В середине августа вице-губернатор Подмосковья Ильдар Габдрахманов заявил, что порядка 70% расхода бюджета области - это именно социальные нужды. Сколько сегодня в регионе предусмотрено средств на социальную поддержку граждан?

- Если мы говорим о льготах, то это более 40 млрд. Если мы говорим в целом о социальном блоке, куда входит здравоохранение, образование, куда  входят программы министерства социального развития, то на самом деле это более 70% нашего бюджета. И хочу сказать, что эту социальную направленность мы всегда будем сохранять. Но механизмы, которые используются в этом, всегда должны модернизироваться и быть актуальны сегодняшним вызовам и рискам, которые сегодня у нас появляются. Мы чувствуем эту остроту именно в самом малообеспеченном сегменте. Поэтому и проводим такую ревизию. Это абсолютно четкая позиция депутатов, которые высказывались о том, что, несмотря на все проекты, мы обязаны выполнять наши социальные обязательства. И понимаем, что сегодня экономическая ситуация складывается так, что мы не можем себе позволить каких-то излишеств. Всё должно находиться в оптимальной форме в плане управляемости и в плане затрат на государственное и муниципальное управление. 

- Спасибо за ваши ответы, желаю вам успешной работы!