Владислав Гордиенко, начальник ГУ архитектуры и градостроительства МО. Из Подольска в Домодедово за 30 минут

Стратегический и беспрецедентный. В Подмосковье завершается подготовка проекта строительства линии кольцевого рельсового трамвая. Где появятся первые остановочные пункты, какова общая протяженность трамвайного пути и когда все таки начнется реальное строительство? Об этом поговорим с начальником Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владиславом Гордиенко, это "Интервью 360". 

- Прежде чем мы поговорим с вами о скоростном трамвае, давайте начнем со схемы территориального планирования транспортного обслуживания Подмосковья. Это масштабный документ, сейчас ему уделяется огромное внимание. На какой стадии разработки он находится и можно ли говорить уже о первых результатах? 

 - Коротко я хочу сказать о схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Разработка завершена, схема согласована всеми органами самоуправления, всеми соседними субъектами Российской федерации, то, что требуется по градостроительному кодексу. В том числе мы получили согласования наших соседей из Москвы. Там у них имеется ряд предложений по учету в схеме. И у нас завершается процедура согласования схемы с органами исполнительной власти Российской федерации, Министерством природы и Министерством транспорта. В схеме у нас  учтены все федеральные мероприятия, все коридоры автомобильных дорог, все зоны с особыми условиями этих автомобильных дорог, то есть, зоны негативного воздействия. Развитие аэропортов московского авиационного узла, зоны подлетов (то есть зоны негативного шумового воздействия). Учтено развитие железнодорожного транспорта. Вы знаете, что помимо увеличения количества подъездных путей на различных направлениях у нас еще так же предусмотрено строительство двух высокоскоростных магистралей: Москва-Адлер и Москва-Казань. Первоочередное сейчас, по которому так же будут разрабатываться мероприятия по градостроительной документации - это Москва-Казань. Это в том числе приурочено к Чемпионату Мира 2018 года, который будет проходить  в Российской федерации.

 - Интересно будет посмотреть на транспортную систему Подмосковья через 20 лет, потому что схема рассчитана именно на такой срок. Давайте теперь всё таки поговорим о скоростном трамвае. Мне кажется, что жители Подмосковья его очень ждут. Первый участок запланирован на территории Подольска, это микрорайон Кузнечики, чего ждать?

 - Коротко я скажу, что у нас протяженность кольцевого трамвая - 245 км. Он планируется к прокладке в густонаселенных районах Московской области. Это и Одинцово, и Химки, и Мытищи, и Пушкино, Ивантеевка, Королев, Балашиха, Раменское, Домодедово. Так же из 245 км 57 км проходит по территории Москвы, в том числе по территории как Новой Москвы, так и старой. И это все так же привязывается как к существующим, так и к будущим станциям метрополитена. То есть, где будут формироваться транспортные пересадочные узлы. И в качестве первого пускового комплекса у нас запланирована хордовая линия скоростного внеуличного транспорта Подольск-Домодедово-Раменское, с заходом в аэропорт Домодедово. На этом первом участке, протяженностью 66 км, мы планируем создание порядка 9 транспортно-пересадочных узлов. Как существующие, так и планируемые. Так же мы планируем, исходя из траффика,  который прорабатывается сейчас в рамках документации, определять места станций. Потому что основная задача, помимо того, что мы этот легкорельсовый транспорт запланируем, насытить этот транспорт пассажиропотоком. Потому что это достаточно серьезная и сложная задача. 

 - А с этим могут быть проблемы?

- С этим не может быть проблем, но вопрос в правильном планировании как транспортно-пересадочных узлов, так и станций. Станция должна быть запланирована там, куда человеку должно быть удобно добраться. Чтобы он мог туда подъехать на системе общественного транспорта, либо на личном транспорте, оставив его на системе транспортно-пересадочных узлов. Это как раз тот профессиональный труд наших разработчиков, нашего головного института градостроительства, учесть все особенности. Потому что инженерное обеспечение - это одно. А трафик и обеспечение пассажиропотока - это то, ради чего это делается. 

 - Когда уже первые пассажиры смогут прокатиться на скоростном трамвае? Есть же какие-то определенные сроки?

- Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев лично возглавляет и контролирует концепцию развития кольцевого легкорельсового транспорта. Вы знаете, что идея создания поддержана Президентом Российской федерации Владимиром Владимировичем Путиным. 

 - Как раз летом прошлого года. 

 - У нас недавно состоялся конкурс. Заказчиком является дирекция Московского транспортного узла. Состоялся конкурс на разработку концепции всех 245 км, и в рамках этой концепции конкурс на разработку проекта планировки и проекта межевания первой линии, вот эти 66 км. То есть, в рамках проекта планировки мы определим, где оптимально должен пройти наш легкорельсовый транспорт, где добиться наименьшего изъятия, где можно удешевить за счет как земельно-имущественных так и технических решений. И второй блок - уже на основе проекта планировки Подольск-Домодедово-Раменское начать разработку рабочего проекта Подольск-Домодедово. То есть, у нас это запланировано в начале 2016 года, в январе мы должны утвердить проект планировки. И с учетом уже утвержденного проекта планировки, просчитанного графика и четкого понимания пассажиропотока, приступить к разработке именно рабочего проекта Подольск-Домодедово. 

 - Вы заговорили об экономии. Собираетесь ли экономить на техническом оснащении?

- На техническом сопровождении и обеспечении нужно экономить с умом, потому что есть определенные вещи связанные с безопасностью. Поскольку это места общего пользования, это пассажиры, которые будут ехать, должны быть и системы пожаротушения, и системы оповещения, системы связи. Экономии мы рассчитываем добиться за счет того, что будем искать возможность проложения по незастроенным территориям, которые мы сейчас жестко охраняем и резервируем для этих целей. За счет неких технических решений, то есть, там, где можно пройти по земле, а не уходить в мостовых сооружениях, потому что мы пересекаем где-то и водные объекты, соответственно нужно выбрать точку, где разлив реки поменьше, соответственно, стоимость мостового сооружения будет гораздо меньше. Это задача проектировщиков и Главархитектуры, как уполномоченного органа, ответственного за подготовку проекта планировки. 

 - Главное, что экономия никак не связана с безопасностью. Раз уж наш трамвай скоростной, с какой скоростью он будет двигаться?

 - Он пойдет в двух режимах: городская черта, где один режим, там не будет движение больше 45 км/ч, и вне границ населенных пунктов от 80 до 100 км/ч в зависимости от рельефа. Если сейчас из Подольска в Домодедово можно на машине добираться 1,5-2 часа, то здесь дорога может составить в пределах получаса. И так же мы сейчас в рамках развития аэропорта Домодедово планируем завести и учитываем в документах аэропорта линию легкорельсового транспорта именно с заходом и созданием там платформы. Связано это с тем, что Домодедово у нас на сегодня муниципальное образование, которое развивается всегда динамично, и уже на сегодня имеет профицит рабочих мест. В то же время, как Подольск (с учетом двух новых микрорайонов, построенных под военных) имеет определенный дефицит рабочих мест. И одна из задач легкорельсового транспорта - это снижение нагрузки на автомобильные дороги, это удобная доставка до мест приложения труда из одного муниципального образования, где есть дефицит, в муниципальное образование, где рабочих мест с избытком. Вот основная цель: чтобы люди не ездили на работу в Москву, а работали в Подмосковье, могли удобно добраться, платили здесь НДФЛ. 

 - При минимуме затрат с максимальным комфортом. Будем ждать, когда скоростной трамвай встанет наконец на рельсы. Удачи вам и большое спасибо за интересный разговор!