Александр Двойных, депутат Московской областной думы. Итоги первой Торговой Хлебной сессии в Подмосковье

Хлеб Подмосковья. 300 человек участников, представительства 42 предприятий, 19 подписанных контрактов. Все это первые итоги торговой Хлебной сессии. Что же необходимо сделать для развития отрасли? Об этом поговорим с депутатом Московской областной думы Александром Двойных, это "Интервью 360". 

 - 2 июля в Доме Правительства прошла первая Хлебная сессия. Мы привыкли к весенним, осенним, а тут Хлебная. Необычное мероприятие. Мы можем говорить уже о конкретных результатах? Что вы почувствовали, что должно измениться?

 - Результаты серьезные. Они выражаются не только в 19 реальных контрактах. Это начало полного и конструктивного взаимодействия между подмосковными производителями и крупными федеральными торговыми сетями. Это то, что ждут от нас сегодня жители, потому что мы постоянно слышим, что на подмосковных полках очень мало подмосковного хлеба. Мы об этом уже говорили, здесь основная проблема именно в федеральных сетях. Потому что маленькие несетевые магазины очень активно работают именно с подмосковными товаропроизводителями и жители знают подмосковный хлеб. Это еще советское прошлое, которое перешло к нам. Многие гордятся своими хлебокомбинатами. Но доля сетевых магазинов постоянно растет, а они привыкли работать с крупными поставщиками. И так как их доля вырастает, то объем продаж подмосковного хлеба постоянно падает. Это неудобно. 

 - То есть, наши производители не выдерживают конкуренцию?

 - Наши производители не выдерживают конкуренцию, которая возникает сегодня. Это больше ценовая  и маркетинговая конкуренция. На федеральном уровне сегодня делается очень много для того, чтобы убрать ретро-бонусы, скрытые оплаты за вхождение на прилавки, то, что себе могут позволить только крупные федеральные производители. Маленькие производители с высоким качеством, с высоким уровнем производства не всегда работают в ряде субъектов, и вхождение на федеральный прилавок им просто не по карману. Но об этом мы говорили уже 2 месяца назад, и сегодня есть реальные результаты: доля производителей подмосковных товаров в федеральных сетях начинает увеличиваться. Мы говорили о наших договоренностях: сегодня сетям очень выгодно и комфортно работать в Московской области. Это видно по тому, какое количество сетевых магазинов открывается в Подмосковье. Но мы со своей стороны требуем выполнения тех договоренностей, которые у нас были. 

 - Что в результате должно измениться? Это какой-то процент прилавков, который должны предоставлять крупные сети нашим производителям хлеба?

 - Это добросовестная конкуренция, основанная не только на цене, но и на потребности жителей, и на качестве товара. Мы видим, что сегодня крупные производители, давая очень низкую цену, при этом пренебрегают стандартами качества. Мы видим, насколько продлены сроки годности у хлеба, и я не верю в хлеб, которые хранится более 2-3 недель. Это абсолютно ненормально, это технологии, которые не полезны для здоровья. И как минимум, мы требуем того, чтобы была альтернатива. 

Говорили о новом периоде взаимоотношений. Некоторые подмосковные производители вообще назвали это падением железного занавеса, потому что до этого был именно он. Когда они не могли попасть на эти прилавки, хотя предлагали качественную, хорошую продукцию, которая востребована потребителями Подмосковья. 

 - Тем не менее, нашим производителям предлагают и выгодные условия. И одно из них, которое прозвучало во время Хлебной сессии - это льготная аренда и арендные каникулы. Что это значит для наших предприятий?

 - Это позиция наших девелоперов, которые работают в Подмосковье и которые занимаются строительством жилья, но при этом первые этажи остаются под малый и средний бизнес. Таких площадей достаточно много, и любой девелопер заинтересован в том числе в хороших качественных операторах, которые здесь работают. И это второй путь, по которому мы так же продолжаем идти. Это развитие сбыта у самих сетей. Мы надеемся, что целый ряд хлебокомбинатов будет развивать свои продажные сети. Это, естественно, не заменит работу с крупными сетевиками, но это создаст в определенном смысле здоровую конкуренцию именно продаж на рынке хлеба. И крупные девелоеры, которые обладают большими количествами площадей, вышли с предложениями к производителям арендовать эти площади для развития своих сетей. Координировало этот процесс Правительство Московской области. 

 - На льготных условиях?

 - Да. Естественно, это очень интересное предложение. Многие производители могут расширить те сети, которые они развивают. А те, кто не занимался сбытом, а занимался только производством, могут рассмотреть для себя такие возможности. Я считаю, что это очень хорошая перспектива. Более того, у наших жителей все таки постоянно растет потребительский запрос в плане хлеба. И сегодня возвращается хорошая традиция походов в булочную, где очень широкий ассортимент хлеба, где ты знаешь конкретного производителя и знаешь, какого качества этот хлеб. Я считаю, что стандарты производства хлеба должны быть достаточно жесткими. Поскольку это самый социально значимый продукт, продукт, который востребован всем населением. И позволить серьезно опускать качество даже в угоду низким ценам мы не можем. 

 - Хлебокомбинаты закрывались. Это не секрет. что будет сейчас? Возможно ли как-то реанимировать подобные предприятия, которые действительно ценны для нашего региона?

 - Статистика была очень сложная. Более 26 хлебокомбинатов на территории Московской области закрыты с начала 2000-х годов. Во-первых, налаживание таких отношений и новых рынков сбыта для наших производителей как минимум остановит их закрытие. А во-вторых, с расширением этих возможностей и с тем, что торговые сети нас услышали,  - это новые возможности именно для производства в Подмосковье. И я уверен, что ряд хлебокомбинатов, которые будут успешно реализовывать это сотрудничество, которые вчера для многих только началось, смогут возрождать старые хлебокомбинаты. Это не только стратегия развития важнейшей отрасли, это фактически входит в доктрину продовольственной безопасности: обеспечение собственными производствами, в том числе хлебобулочных изделий.

Есть еще ситуация, которая нас серьезно насторожила. И Московская область даже обращалась к секретарю Совета безопасности по этому вопросу с просьбой обратить на него серьезное внимание. На территории Московской области поставляли и до сих пор поставляют хлеб 2 крупных поставщика, которые фактически захватывают этот рынок. При этом они дают колоссально низкие цены при не подтвержденном качестве. И это компании, которые полностью имеют иностранный капитал. Московская область активно ведет работу по привлечению иностранного капитала. Мы всячески помогаем и развиваем сотрудничество с иностранными инвестициями и компаниями. 

 - Но, наверное, там, где они необходимы?

 - Да. Но отдавать настолько важную отрасль, стратегически важную и в вопросах безопасности, и жизни, полностью на откуп и такое поглощение иностранным компаниям мы не можем. И основной резерв мы видим в наших подмосковных производителях, которые сегодня работают и готовы производить качественную продукцию. Им только нужны рынки сбыта. 

 - 19 контрактов подписали на сессии, о чем это говорит?

 - Это говорит о том, что уже в ближайшие дни наши производители попадут на прилавки таких сетей, как Лента, Ашан. Это крупнейшие ритейлеры на территории нашей страны. И естественно, те объемы продаж, которые генерируют эти сети, крайне важны для наших потребителей. Это продукция, которая оптимальна по соотношению цены и качества. Мы должны понимать, что батон, который стоит 11 рублей, полезные свойства этого батона или пищевая ценность не может быть сопоставима с качественной хлебобулочной продукцией. Мы понимаем, что сегодня целый ряд производителей, пользуясь невысоким уровнем жизни и невысокой обеспеченностью целой группы наших граждан, в ущерб качеству производит и продает низкокачественную продукцию. Я считаю, что здесь важно говорить не только о цене, а о соотношении цены и качества. Как раз это соотношение, учитывая близость и транспортную доступность относительно магазинов, говорит о том, что наши производители более чем конкурентноспособны. И наша задача, как органов государственной власти, создать условия справедливой и качественной конкуренции. Не только по ценовому принципу и не только связанному с платой за вход на прилавки. 

 - Я чувствую, как буквально аромат витает в нашей студии и пахнет выпечкой. Хочется, чтобы, заходя в магазин, не важно, в Москве или Подмосковье, мы видели наш подмосковный хлеб, и у нас всегда был выбор. Спасибо вам большое за "вкусный" разговор.