Александр Зайцев, генеральный директор "Мострансавто". Новое назначение - новые задачи

Изменение маршрута или как совершить прорыв самому крупному перевозчику Подмосковья? Об этом и не только мы поговорим с генеральным директором государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта Московской области Мострансавто Александром Зайцевым. Это "Интервью 360". 

 - Легко ли было покинуть пост министра?

 - Перед каждым из нас возникают различные вызовы. И в свое время, 2,5 года назад, когда Андрей Юрьевич доверил мне эту позицию, это тоже был вызов, который был мной принят. И я очень благодарен Андрею Юрьевичу за то доверие, которое он мне оказал. И это назначение  - это тоже для меня определенный вызов и решение первоочередных задач. Поэтому говорить о том, что плохо это или хорошо, я бы не стал. Это просто очередная задача, которую Правительство Московской области поставило передо мной, и которую я надеюсь с достоинством выполнить. 

 - Давайте тогда поговорим об этих задачах. Наверное, их несколько? Основные, на что будете делать упор в первую очередь?

 - Правительство определило целый набор мероприятий, целый набор требований к качеству  и виду пассажирских перевозок на территории Московской области. И тем же самым вызовом будет реализовать уже на практике те задачи и приоритеты, которые на сегодняшний день уже обозначены на уровне Правительства. 

 - Если говорить в целом о пассажирских перевозках, на ваш взгляд, что сейчас является их проблемной частью?

 - Время идет, и пассажирские перевозки по своей сути уже давно перестали быть доставкой пассажира из пункта А в пункт Б. Пассажир стал более требовательный и просит соответствующую услугу за оплаченный проезд. Оправдать его ожидания  - вот главная задача. Это в первую очередь комфорт. Это целый набор функций, то, чего ждет пассажир. 

 - Если говорить о приоритетных направлениях, насколько я знаю, одно из них - это пассажирский билет "Стрелка", который сейчас активно внедряется на территории области. Почему это направление считается стратегическим? В чем особенность?

 - Это достаточно большой проект, в который по результатам конкурсов вошел крупнейший банк Российской федерации - Сбербанк. И этот глобальный проект призван создать единое транспортное пространство на территории Московской области. Чтобы пассажиру было удобно использовать это средство платежа на всех видах маршрутов, на всех видах перевозок, на железной дороге. И не было необходимости каждый раз покупать новый билет, доставать из кармана мелочь, рассчитываться, ждать сдачи. Эта функция в том числе ускоряет проход пассажира, высадку-посадку из автобуса и на железной дороге. Поэтому это достаточно удобный и комфортный инструмент, признанный во всем мире. Надо сказать, что во многих странах, которые уже достаточно глубоко продвинулись во внедрении подобного рода инструментов, хождение наличных денег на пассажирском транспорте вообще отсутствует как таковое. Мы идем вперед, это современная технология и современные инструменты, которые делают поездку более комфортной. 

 - Я знаю, что еще будучи министром, вы говорили, что Мострансавто испытывает некий дефицит в кадрах. Вы до сих пор придерживаетесь такого мнения?

 - Конечно, дефицит кадров всегда есть. Основной дефицит кадров - это основная движущая сила Мострансавто - водители. Сегодня к водителю предъявляются достаточно серьезные требования, которые он должен соблюдать в ходе перевозки пассажиров. Это относится как к безопасности, так и к комфорту поездки. И я думаю, что эта отрасль всегда будет нуждаться в квалифицированных кадрах и достойных людях. 

 - Собираетесь ли проводить какое-то переквалифицирование уже имеющихся работников? Или их компетентность не подвергается сомнению?

 - Нам важно сегодня сохранить тот костяк профессионалов, который есть. Людей, которые зарекомендовали своей работой свой авторитет в этой среде и среди пассажиров. Потому что пассажиры, может быть, о них даже не знают, но тем не менее, это профессиональные, серьезно подготовленные люди, которые имеют опыт в этой довольно узкой отрасли. 

 - Очень многих граждан волнует вопрос о введении турникетов на автобусах. До сих пор придерживаетесь желания их ввести? Потому что есть двоякое отношение к этому вопросу. 

 - Турникет - это  механизм контроля. Отношение к нему среди пассажиров разное, хотя больших препятствий он не создает. Этот вопрос мы еще будем обсуждать, но тем не менее да, сегодня применяются разные технологии контроля. Это и автоматические системы контроля выхода-посадки, они достаточно дороги, поэтому не всегда оправдывают свое предназначение. В предыдущие годы были испытаны несколько систем, нам предстоит определить их эффективность и принять решение о внедрении подобного рода систем. 

 - Вы сказали, что системы достаточно дорогие. Я понимаю, что сейчас перед вами стоит очень много задач, оптимизация затронет Мострансавто?

 - Кадровые изменения еще будут обсуждаться. Но основные профессионалы и специалисты в этой отрасли должны сохранить свои позиции, поскольку от этих людей зависит и безопасность, и каждодневное состояние людей, которых мы возим. А за год Мострансавто перевозит порядка 400 млн пассажиров. Это достаточно большое количество. И мы особое внимание должны уделить тем людям, которые обеспечивают безопасность и перевозку этих людей. 

 - Вы много говорите о безопасности. На ваш взгляд, на каком уровне она сейчас находится? Есть что-то, что хотелось бы поменять или добавить? 

 - Правительство фактически определило своей политикой те требования, которые предъявляются к подвижному составу. И те условия, которые включаются в комплексную документацию при выходе на маршруты. Это достаточно исчерпывающий перечень. Это и системы ГЛОНАСС, которые должны быть подключены к Центру безопасности дорожного движения, это информационная составляющая - бегущие строки, это многое другое. И сам по себе автобус, его новизна и техническое состояние. Эти вещи пока еще не до конца внедрены, их необходимо внедрять и усовершенствовать. 

 - Я предлагаю поговорить о плане оптимизации маршрутной сети Подмосковья, расскажите немного об этом?

 - Маршрутная сеть Подмосковья достаточно обширная, это более 2 тысяч маршрутов, на которых осуществляется перевозка пассажиров. И эта сеть крайне разношерстная. Сегодня Мострансавто является основным социальным перевозчиком и несет на себе нагрузку, которую многие структуры нести не очень хотят, она не очень эффективна. Но мы обязаны обеспечить эту перевозку. И в обязанности Правительства входит обеспечение транспортной доступности. Это соответствующим образом прописано в нормативных и подзаконных актах. И даже если это экономически порой нецелесообразно, все равно необходимо доставить пассажира. 

 - Вы правильно говорите, что в приоритете необходимость доставить пассажира. На этом фоне очень много нелегальных перевозчиков действует пока на территории области. Какую-то борьбу с ними собираетесь вести?

 - В рамках министерства сегодня существует инспекция, которая осуществляет борьбу, имеет все соответствующие законные основания на борьбу с нелегальными перевозками. Нелегальный извоз - это достаточно серьезная проблема. Помимо безопасности он крайне негативно влияет на экономические аспекты легальных перевозчиков. К этой работе сегодня подключены и федеральное агенство Ространснадзор по Московской области, и силовые ведомства, которые имеют соответствующие полномочия. Это достаточно обширная работа. За этот год прекращена деятельность 40 нелегальных перевозчиков. Но еще есть, над чем работать и чему уделять внимание. 

 - Желаем вам успехов!