Роман Старовойт, руководитель Федерального дорожного агентства. "Эх, дороги!"

70 млрд рублей на 18 регионов, Росавтодор обнародовал данные по выделению субсидий республикам и областям на 2015 год. Сколько получит Московская область, и повлиял ли экономический кризис на темпы строительства и ремонта дорог, об этом поговорим с руководителем федерального дорожного агентства Романом Старовойтом, это "Интервью 360". 

 - Первый вопрос конечно же о деньгах. Экономика страны сейчас испытывает трудности, а ремонт и строительство дорог всегда требовали больших финансовых вложений. Повлиял ли кризис на работу Вашего ведомства, может быть, пришлось перенести сроки каких-то проектов или урезать финансирование  по определенным статьям?

 - Безусловно, кризис повлиял, экономическая ситуация в стране, макроэкономическая ситуация в мире влияет на работу российских дорожников, не только федеральных, но и региональных. Поэтому, те планы, которые были сформированы в конце прошлого года, на сегодняшний день корректируются. Но хочу обратить внимание, что несмотря на корректировку или оптимизацию бюджета федерального дорожного агентства, например, те средства, которые предоставляются федеральным бюджетом для реализации федеральных  проектов дорожного строительства на территории Московской области,  и субсидий, которые предоставляет федерация, этот размер увеличен по сравнению с прошлым годом, например, в 2014-м году на стройку, реконструкцию, ремонт  и субсидирование из федерального бюджета Московской области было направлено почти 60  млрд 600 млн рублей, на этот  год цифра планируется уже с учетом оптимизации 75 млрд 800 млн рублей. То есть, мы идем с увеличением. 

 - Что касается санкций, если я правильно понимаю, то они особенно не могли повлиять на работу дорожных строителей, потому что в основном составляющие строительства и ремонта от щебня и песка до тяжелой строительной техники - это в основном наши, отечественного производства. Или Вам все таки пришлось применять антисанкционные меры?

 - Я бы вопрос на 2 блока разделил, потому что есть материалы и оборудование, которые используются в дорожном строительстве, Вы правильно заметили, материалы - это битум, песок, щебень, инертные материалы, они в основном используются отечественного производства, тем более, мы на территории Московской области. А есть машинное оборудование, которое дорожники закупают традиционно за рубежом: автомобильные краны большой грузоподъемности, тяжелые экскаваторы, грейдеры, они как правило производятся сегодня за рубежом, и несмотря на это за последние годы в РФ был большой объем дорожного строительства, это и стройки к саммиту АТЭС, к универсиаде в Казани и зимняя Олимпиада в Сочи. Поэтому, крупные дорожностроительные компании, готовясь и реализуя проекты, о которых я говорил выше, они закупили уже большой объем техники, который сейчас может свободно использоваться, поэтому в этой части большого напряжения мы сегодня не видим. Однако, мы несмотря на такие пока спокойные цифры, которые дает статистика, мы очень скрупулезно наблюдаем за состоянием рынка, у нас создан штаб в Росавтодоре, и мы еженедельно мониторим ситуацию. 

 - В этом году Росавтодор готов выделить регионам почти 70 млрд рублей в виде федеральных субсидий на ремонт и строительство дорог, в списке 18 регионов, в том числе и Московская область, вот сколько получит Подмосковье и каким образом региональные власти должны распорядиться вот этим ресурсом?

 - В конце прошлого года в Новосибирске состоялся президиум государственного совета под руководством Президента РФ, В.В. Путин, где рассматривались вопросы дорожного строительства. И если в части федеральных дорог руководители увидели более-менее стабильную ситуацию, и мы показали свои планы и возможности реализации поручений Президента в части удвоения дорожного строительства, наши региональные дорожники, к сожалению, не смогли таких твердых и уверенных показателей представить. Поэтому Минтранс России, мы предложили главе государства рассмотреть возможность увеличения на 1 рубль акцизы на топливо, и полученные средства целевым назначением направить в региональные дорожные фонды для того, чтобы можно было бы выполнить задачу по удвоению дорожного строительства. Президент, Правительство, депутаты Государственной Думы, они поддержали эту инициативу, и в начале текущего, 2015-го года был издан акт Правительства соответствующий, и в соответствии  с которым 69,3 млрд рублей дополнительно направляются в региональные дорожные фонды. Хочу подчеркнуть: дополнительно. Потому что традиционные субсидии, они так же поступят в региональные дорожные фонды субъектов. Так вот если говорить про Московскую область, дополнительно поступит 3,6 млрд рублей. Вот с учетом этой цифры Московская область получит 25,2 млрд рублей, что чуть больше, чем 5 млрд больше, чем в прошлом году. Мы очень тесно работаем с Правительством Московской области, и хочу подчеркнуть, что за последний год это взаимоотношение нашло очень конструктивный характер. Мы еженедельно встречаемся с нашими коллегами, с заместителем председателя Правительства, с дорожными службами и координируем наши планы, потому что очень важно совместить нашу работу по срокам и по срокам финансирования в первую очередь, по дорожным проектам областным и федеральным. И сегодня нам это удается, я хочу поблагодарить, пользуясь случаем, губернатора Московской области, Андрея Юрьевича, за такую конструктивную поддержку. И мы соответствующим образом реагируем на все запросы области. Что должна сделать область, чтобы своевременно получить эти средства? Во-первых, подписать соглашение,  в соответствии с постановлением Правительства РФ необходимо подписать соглашение для реализации проектов и получения этих субсидий. И должны быть представлены нам проекты, прошедшие главгосэкспертизу с заключением о соответствии сметной стоимости. Это бумажная работа, но она не очень сложная, ее необходимо просто выполнить. 

 - Вы хорошо оцениваете в принципе взаимодействие с Правительством Московской области, Ваш совместный проект, вот по замене переездов на железнодорожных путях на эстакады, вот Вы будете  продолжать его в дальнейшем, какие успехи сейчас, какие результаты и планы?

 - Безусловно, мы будем продолжать, и хочу подчеркнуть, что в соответствии с трехсторонним соглашением, которое подписано между федеральным дорожным агентством, Московской областью и РЖД, полностью эта работа финансируется федеральным бюджетом. Со стороны Московской области и РЖД здесь обеспечивается взаимодействие в части согласования документов и соответствующих документов территориального планирования, выкупа земельных участков, выноса сетей коммуникаций, это одна из наиболее сложных проблем, которая стоит перед нами, федеральными дорожниками, на территории Московской области. И без четкого взаимодействия коллег с территории мы бы не смогли своевременно реализовывать эти проекты. И мы планируем продолжать, и все 6 путепроводов, которые запланированы этой программой, они сегодня реализуются в полном соответствии с графиком, и в этом году мы планируем так же открыть движение еще на трех объектах. 

 - Главный вопрос прошлого года, этого и всех предстоящих ближайших лет, что у нас все таки с мостом в Крым?

 - Проект сложный, подписано распоряжение Правительства РФ о определении генерального подрядчика на проектирование строительства. Нами подписан государственный контракт в соответствии с этим актом Правительства, и сегодня подрядчик определен. У нас подписан график реализации проекта, и сегодня мы движемся полностью в соответствии с этим графиком. Сегодня ведется подготовка территории для строительства городков, полностью закончены инженерно-геологические изыскания, как в летний период прошлого года, так и в зимний период, в том числе в акватории. Это очень сложная, объемная работа, потому что глубина скважин, которые мы бурили, доходила 80 метров в глубину, там очень сложные илистые грунты, и для проектирования качественного необходимо было сделать такую работу, она тяжелая, дорогостоящая, но очень необходимая. И сегодня мы говорим о том, что кроме мостового перехода необходимо построить подходы к мосту для того, чтобы соединить мост с существующей дорожной сетью. Нужно помнить, что это не просто автодорожный мост, а это мост с железнодорожной составляющей, то есть, необходимо построить и подходящие дороги, и железнодорожные пути с электрической тягой. И сегодня с нашими коллегами железнодорожниками мы действуем в полностью синхронизированном плане. Наши коллеги так же уже начали строительство железнодорожных путей, и мы планируем, что к концу текущего года у нас появится дополнительная возможность, уже используя железнодорожную ветку, подвозить материалы, грузы для строительства этого сложнейшего инженерного объекта. 

 - Ну что, дело хорошее, спасибо Вам, и хороших Вам и, следовательно, нам дорог!