Иан Коулберн, управляющий партнер компании "Делойт", СНГ. Стратегия инвестиционного развития Подмосковья

Три года на лидерство. К 2017 году Подмосковье должно занять передовые  позиции среди регионов по привлечению  инвестиций. И помочь в этом должна стратегия инвестиционного развития. Что она собой представляет? Узнаем у эксперта. У нас в студии управляющий  партнер компании Делойт в СНГ Иан Коулберн.

Это интервью 360!

- Губернатор Андрей Воробьев  поставил амбициозную цель – к 2017 занять передовые позиции по привлечению инвестиций. Стратегия должна помочь ее достичь. В чем ее суть? Что это будет – документ, настольная книга или просто некий свод действий?

- На первый взгляд, это книга. Но не просто книга, а своего рода инструкция по применению инвестиционных инструментов.

- То есть это книга,  но вместе с тем и свод  правил, которого нужно строго  придерживаться?

- Я думаю, что это больше, чем просто набор правил, которые необходимо соблюдать. Книга дает подробную инструкцию относительно того, какие изменения необходимо ввести, чтобы достичь целей, поставленных губернатором, особенно в рамках стратегии. Все уже четко определено: отрасли с максимальным потенциалом роста; возможности с точки зрения инвестиционной привлекательности; способы реализации этих возможностей. Также инвестиционная стратегия дает определенные рекомендации по поводу операционных изменений, необходимых для эффективного сотрудничества инвесторов и правительства.

- Эта стратегия разработана  до 2017, верно?

- Да, но я думаю, что горизонтом стратегии в долгосрочной перспективе является 2020 год.

- Я так понимаю, в  ваших руках - та сама настольная  книга, о которой мы говорим?

- Да, это она, и я рад представить ее Вашему вниманию. Это еще не окончательный вариант, но значительная часть работы уже проделана.

- В 2014 году в область  поступило почти 600 млрд рублей инвестиций. Чтобы стать лидерами, насколько надо увеличить их объем?

- Эта цель действительно очень амбициозна и серьезна. Но для того, чтобы стать лидером по объему инвестиций, Подмосковье должно привлечь еще 2,2 трлн рублей к 2020 году.

- Крупная сумма. Так  значит, с помощью этой книги  можно будет привлечь эти деньги  в область?

- Да, именно для этого и создана стратегия инвестирования, это ― главная цель данной работы.

- Что надо сделать для  увеличения инвестиционной привлекательности  региона?

- Существуют две области, на которые ориентирована данная стратегия. Они имеют непосредственное отношение к коммуникации.

- Вы имеете ввиду те 2 направления, которые еще называют "24 на 7"?

- Да, речь идет именно о формате "24 на 7", в рамках которого должен осуществляться процесс установления отношений с инвесторами.

- И каковы же эти  2 направления?

- Две исходные области преимущественно связаны с тем, что в английском языке называется словом "push" - "толкать". Сюда входит и то, как власти региона взаимодействуют с инвестиционным сообществом, и то, как они распространяют информацию о доступных инвестиционных возможностях в рамках повышения инвестиционной привлекательности региона. Вторая область обозначается английским словом "pull" - "тянуть", и имеет отношение к изменениям, в том числе административным, которые необходимо осуществить в самом регионе. Все это ― в рамках создания привлекательной бизнес-атмосферы и среды, в которую инвестор захочет вкладывать средства.

- Я знаю, что помимо  этих двух направлений, существуют  так называемые связки: "Великолепная  пятерка", "Завтрашний день", "Основы  для роста"... Что это такое  и зачем они нужны?

- Мы проанализировали все отрасли, выделили приоритетные и сформулировали четкие рекомендации по поводу того, как оказать им поддержку. В «Великолепную пятерку» входят отрасли, которые лежат в основе экономики региона. Это строительство жилья, производство строительных материалов, оптовая и розничная торговля, переработка продуктов питания, логистика и дистрибуция. Эти отрасли в последние годы набрали хорошие темпы роста. Говоря о других отраслях, которые стали походить на «забытых героев», необходимо вспомнить, что еще пять лет назад они продолжали поддерживать экономику региона. Однако после этого из-за отсутствия достаточного объема инвестиций они уже не смогли себя окупать и столкнулись с повышенной конкуренцией со стороны других регионов. Речь идет, в первую очередь, об авиационно-космической и электронной отраслях. Регион традиционно отличался большими успехами в них, и соответствующие проекты можно и нужно вернуть на прежний уровень. Мы с уверенностью и оптимизмом смотрим в завтрашний день. Среди отраслей, которые имеют высокий потенциал роста в долгосрочной перспективе, ― фармацевтическая, химическая, а также региональный туризм. Для его развития необходима стратегия привлечения туристов. Также отдельно хочу отметить медицинскую отрасль, которая, по нашему мнению, имеет большое будущее в регионе. И, наконец, основа всех основ ― это сферы, необходимые для поддержания всех перечисленных отраслей, ― это образование и электроэнергетика. Это первейшая поддержка для инвесторов.

- Для активизации привлечения  инвесторов в стратегии определено 7 рычагов влияния. Что они собой  представляют?

- Рычаги влияния необходимы для того, чтобы повысить привлекательность региона. Семь рычагов влияния включают в себя человеческий фактор, который присутствует везде и всегда. Например, в образовании. Стратегия, имеющая отношение к образованию, должна гарантировать появление в регионе профессионалов своего дела.

- Таким образом, для  каждой отрасли определены достаточно  четкие рычаги?!

- Да, и они действительно очень четкие и детально проработаны с точки зрения рекомендаций. Итак, первый из них ― это образование. Далее следуют регулятивные изменения. В некоторых отраслях мы нашли уязвимые места, и регулятивные изменения помогут привлечь инвесторов в эти отрасли. Преимущественно, речь идет о фармацевтической и электроэнергетической отраслях. Мы также обратили внимание на индустриальные парки. Их поддержка помогает модернизировать множество производств в регионе. Кроме того, в сферу наших интересов входит программа по государственно-частному партнерству. Мы помогаем частным инвесторам осуществлять долгосрочные инвестиции в государственный сектор в рамках вашего региона.

- Сейчас в регионе такой  вид партнерства не очень развит…

- Да, пока государственно-частное партнерство в Подмосковье не развито. Здесь многое предстоит сделать. Мы также активно обсуждали привлечение и удержание инвесторов в регионе в рамках повышения операционной эффективности и активизации сотрудничества между инвесторами и местной властью. Также нельзя не обратить внимания на тот факт, что для некоторых отраслей необходимо субсидирование, чтобы дать первый толчок к инвестированию и последующему развитию, ― им необходима определенная стимуляция.

- По вашему мнению, какие  условия должны быть созданы,  чтобы стратегия сработала? Чего  не хватает?

- Здесь необходимо отметить два момента. Первый ― это коммуникация. Она призвана обеспечить устойчивый и продолжительный процесс вовлечении инвесторов. Мы должны познакомить их со всеми возможностями и преимуществами в сфере инвестирования. Другой момент ― это налаживание эффективного взаимодействия с местной администрацией. Оно очень важно.

- А поможет ли стратегия  сделать отношения между инвесторами  и муниципальной властью более  эффективными?

- Это интересный вопрос. Конечно, инвесторам приходится решать определенные задачи, работая в Московской области. Но что мы заметили на практике, это неизменное желание лидерства, которое становится движущей силой развития бизнеса. Мы можем обеспечить реализацию подобных намерений за счет эффективной коммуникации и прозрачной совместной работы, невзирая на все административные трудности. С точки зрения коммуникации необходимо понимать цели и задачи инвесторов и подразделять их на соответствующие группы.

- И какие типы существуют?

- Например, промышленные или институциональные компании, которые намерены расшириться или открыть новые направления деятельности. В любом случае, при работе с каждым инвестором необходима четкая коммуникация, хорошее знание его истории на рынке и эффективные каналы связи. Это поможет нам задать правильно направление движения для достижения поставленных целей. Также инвесторам необходимо обеспечить доступ к информации, например, указать порталы, где можно найти актуальную информацию о возможностях, которые предоставляет регион. Все эти моменты и составляют коммуникацию.

- Что может помешать? Чего  стоит опасаться, чтобы не свернуть, так сказать, с пути?

- Стратегия помогает понять, где заключены основные возможности и как следует расставить приоритеты. Это тоже входит в процесс коммуникации. Любая оптимизация предполагает изменения, а они могут быть болезненными для организации. Также важно быть уверенными в эффективности реализуемых изменений. Еще один момент, который нельзя не принимать во внимание при работе с инвесторами, ― это геополитическая обстановка. На данный момент мы наблюдаем устойчивый инвестиционный интерес со стороны таких стран, как Китай, Сингапур и Южная Корея. В то же время, несмотря на ситуацию с нефтью, мы видим неугасающий интерес европейцев к российскому рынку и, в частности, к московскому региону. Эти рынки потенциальных инвесторов, бесспорно, являются нашим приоритетом.

- Можно ли тогда сказать,  что политическая и экономическая  ситуация не изменили инвестиционного  интереса к России со стороны  Европы?

- Не совсем так. Но, конечно, это оказало определенное влияние.

- И каким же?

- К сожалению, не положительное. Работа для многих европейских компаний в России осложнилась, особенно в части коммуникации и возможностей для обсуждения. Это явилось результатом сложившейся политической ситуации, которая создала определенные барьеры для бизнеса. Теперь их необходимо преодолевать. Наши клиенты хотят знать, что их ожидает в рамках долгосрочного инвестирования в экономику России и, в частности, Московской области. Для большинства из них это серьезный объем денежных средств. Я рад отметить, что многие из тех, кто уже инвестировал в российскую экономику, нацелены на долгосрочную работу.

- Политическая и экономическая  ситуации сейчас столь нестабильны,  что, конечно, является сдерживающим  фактором для инвесторов. И все-таки  многие продолжают инвестировать  в Россию. Те, кто сейчас приходят  в Россию несмотря ни на  что - ПОЧЕМУ они делают это?

- Есть несколько объяснений тому. Основные из них ― это российское население, которое, напомню, составляет 145 млн человек; значительная доля среднего класса и его покупательная способность, которая всегда была самой высокой среди стран БРИК, если рассматривать чистый доход. Бесспорно, существуют определенные проблемы с курсом доллара, но основные показатели не изменились ― это справедливо, например, для многих секторов розничной торговли.

- Ничего не изменилось?

- Я бы не сказал, что совсем ничего не изменилось. Конечно, возросло и внимание к этим секторам, и возникли новые трудные задачи, и усложнилась соответствующая деловая среда. Тем не менее, те, кто уже осуществлял инвестиции в российскую экономику, продолжают ориентироваться на долгосрочную перспективу. Как представители делового сообщества, так и наши клиенты выражают надежду на то, что политическая ситуация стабилизируется и Россия выстроит долгосрочные отношения в духе сотрудничества с инвесторами, что благоприятно повлияет на бизнес.

- А сложившаяся политическая  и экономическая ситуация позволяет  инвесторам смотреть в будущее  и чувствовать себя в безопасности? Ведь долгосрочные инвестиции - это  вопрос 10, а то и 20 лет...

- Я не могу предсказывать будущее и, конечно, в России много всего может произойти. И, живя здесь, приходится с этим мириться. Но те клиенты, которые здесь работали и продолжают работать, не считают, что страна может оказаться в полной изоляции. Инвесторы не хотят, чтобы это произошло. Многие эксперты уверены, что основы инвестиционной привлекательности останутся неизменными. Бесспорно, в рамках цены на нефть и покупательской способности будут определенные изменения. Но я уверен, что основы инвестиционной привлекательности не изменятся.

- Спасибо, будем надеяться,  что все изменится только к  лучшему!

- Будем надеяться.