Александр Коновалов, владелец экофермы "Коновалово". Экотовары и агротуризм в Подмосковье

С приставкой "эко". Тренд сезона - экофермы и агротуризм. Трудно ли организовать этот бизнес и что стоит знать начинающим  фермерам, узнаем у эксперта. У нас в студии владелец экофермы Александр Коновалов, это совместный проект телеканала "360 Подмосковье" и радио "Наше Подмосковье". 

 - Что же такое экоферма Коновалова?

 - Я бы сказал, что это такая жизненная философия. Дело в том, что 5 лет, когда у меня была мечта реализовать её, купить землю, построить такую семейную [ферму]. Я прекрасно понимал, что главным мотивом нашей деятельности будет именно сохранение и приумножение того, что дали нам наши предки. То есть, сохранение агробиоразнообразия, традиций в производстве нашей сельхозпродукции. И поэтому мы взяли за основу те стандарты, которые уже были в зарубежных странах, адаптировали их и перевели на русский язык. Начали с того, что стали их воплощать в жизнь. Дело в том, что нельзя просто так назвать какой-то продукт экологически чистым или органическим, для этого существуют специальные эко-стандарты, которых производитель обязан придерживаться. 

 - Это наши стандарты или европейские? 

 - Пока это европейские стандарты. К сожалению, у нас до сегодняшнего дня пока нет законодательно-правовой базы  для тех производителей, кто занимается органическим производством. 

 - Я правильно понимаю, что любой продукт, не важно, органический он или нет, может быть в таком случае назван экологическим?

 - Сейчас, к сожалению, такая неразбериха идет (особенно от этого страдает потребитель), когда какую-то продукцию производители называют и пишут большими буквами "Экокефир", "Биойогурт" или что-то еще.

 - Что стоит за этими словами на самом деле?

 - Вот я как раз хотел Вам объяснить. Потому что именно экопродуктом свою продукцию можно назвать лишь тогда, когда у людей есть специальный сертификат, который четко определяет, что этот производитель придерживается тех самых экостандартов, о которых я говорил. Это значит что? Вот, допустим, у нас на экоферме есть свои поля, где мы производим свои травы, которыми мы кормим наших животных, причем при производстве этих трав мы не используем ни пестициды, ни гербициды, ни какие-то другие химические препараты. Плюс к этому, все наши животные содержатся специальным беспривязным способом, когда у них есть свободный доступ к выгонам, к пастбищам, к водопою, причем мы не используем никакие гормоны роста, ни антибиотики, то есть, абсолютно все максимально приближено к естественным условиям содержания. Как в деревне. Плюс к этому, мы кормим наших животных  только теми кормами, которые не содержат ГМО, которые сертифицированы по стандарту "Органик". Возьмем продукцию, которую мы перерабатываем на своем мини-производстве. В этом процессе мы не применяем никаких химических добавок, ни консервантов, ни эмульгаторов, ни загустителей - ничего, и поэтому наш продукт с естественным сроком хранения, то есть, он максимум 3-5 дней может храниться, но тем не менее, он отвечает этим требованиям. Есть специальные сертифицирующие организации зарубежные, которые к нам приезжают каждый год и проводят специальный анализ того, что мы делаем, как мы делаем, насколько правильно мы выдерживаем технологии, дают свои какие-то корректирующие поправки, и мы проводим специальные тренинги для того персонала, который работает у нас на ферме. Потому что все люди, которые есть у нас на экоферме, должны стать в хорошем смысле слова фанатами и адептами (в хорошем смысле слова) органического производства. Потому что мы несем здоровье и пользу людям нашими продуктами, и мы хотим, чтобы как можно больше людей в нашей стране пользовались органическими экологически-безопасными продуктами. 

 - Чем полезен "эко", и почему любой производитель, раз так популярно эконаправление, не может производить ту же самую продукцию без загустителей, красителей и т.д.? 

 - К сожалению, рынок диктует свои условия, и многие производители просто порой загнаны в угол. Ну представьте, есть какое-то хозяйство, большое хозяйство, которое требует постоянных вливаний, у этого хозяйства уже была какая-то кредитная история, и нужно рассчитываться с кредиторами, поэтому они стараются сделать такой продукт, который будет с минимальными затратами по себестоимости, но с максимальным сроком хранения для того, чтобы как-то покрыть свои расходы. То есть жизнь заставляет. 

 - То есть, экологический бизнес - это дорогой бизнес?

 - Безусловно. Себестоимость производства органического продукта выше традиционного, промышленного, потому что больше ручного труда, специальные технологии [применяются], специальный квалифицированный персонал, и поэтому разница достигает от 30% и выше. Но, тем не менее, если говорить о других производителях, они, может быть, и рады перейти к этой системе, но ведь сама система, органическая сертификация, она тоже стоит денег, дополнительного внимания, времени, и поэтому, не все готовы на сегодняшний день идти по этому пути. Но я знаю одно: перспектива у этого рынка огромная. Вообще сам по себе органический рынок очень прогрессивный, каждый год идет рост на 20% в мире. У нас в стране на сегодняшний день  рынок органической сертифицированной продукции составляет уже порядка  6 млрд рублей в год. По прогнозам на следующий год, он будет достигать порядка 8-9 млрд. И людям, которые готовы инвестировать в сельское хозяйство, интересно инвестировать в такие какие-то инновационные технологии, а не какие-то старые. Допустим, можно инвестировать в технологии экологического производства, подкрепленного беспривязным содержанием с добровольной системой доения - так называемые роботы. В этом случае качество молока еще выше, потому что нет соприкасания с руками человека. То есть, автоматически коровы зашли, подоились, когда им надо, в этом случае по белку, по жиру, по соматическим клеткам, по бактериальной осемененности продукт получается высшего сорта, и в этом случае у фермера или у экофермера появляется дополнительное время, для того, чтобы уделить его своей семье, что тоже важно. Ведь посмотрите: в Европе маленькие хозяйства, с поголовьем от 50 до 200 голов, они везде распространены, потому что это тот формат, который является наиболее эффективным для мелкого фермера. Я считаю, что у нас в области необходимо развивать именно такую систему фермерства с небольшим поголовьем, но опять же, подкрепленную доильными роботами, потому что мировая практика доказала, что это выгодно. 

 - С какими сложностями Вы столкнулись в тот момент, когда у Вас возникло желание это сделать, насколько сложен был этот путь?

 - Я сам - предприниматель с большим опытом и стажем, и я понимаю прекрасно, что если ты начинаешь  какой-то бизнес, то он должен хотя бы себя кормить. На самом деле, это эффективно, это такой маржинальный бизнес, он приносит доход, он дает возможность для профессионального роста. Поэтому, я стал объезжать органические хозяйства в Швейцарии, во Франции,  в Италии, в Германии. 

 - То есть, Вы перенимали европейский опыт?

 - Именно европейский. И тогда я понял, что и в Европе, и в США этот бизнес будет жить лишь только тогда, когда у него будет несколько источников дохода. И причем, он будет многопрофильным: и молочное производство, и растениеводство, и мясное животноводство, и, самое главное, агротуризм, для того, чтобы люди могли приезжать и на месте останавливаться. Потому что тот же самый агротуризм, он по популярности бьет все рекорды, в Европе. Многие люди предпочитают этот вид отдыха обычному пляжному туризму. И порядка 40% европейцев стремятся выезжать в какие-то маленькие агрогородки, на какие-то фермы. Это важно, потому что люди впитывают в себя культуру, они перенимают какие-то уже забытые ремесленничества, они стараются каким-то образом оставлять деньги в своей местности, и эти деньги работают на экономику региона, потому что тот же самый агротуризм - это перспективное направление. По нашим прогнозам порядка 50-60 млрд рублей потенциал этого рынка. Главная проблема на тот момент была лишь в том, что я не знал, сколько я  получу продукта того же молочного. Я прекрасно понимал, что я получу 90 кг навоза с каждого животного, это я знал. Но сколько продуктов - надо было всё просчитать, надо было выстроить свою систему поставки продукции, свою систему сбыта, нужно было найти контакты с теми поставщиками комплектующих, упаковки, этикеток и т.д. Но самая главная трудность возникла тогда, когда мы стали на этой земле проводить какие-то строительные работы. На тот момент нам как-то не сочувствовали на местном уровне, не шли навстречу. Я прекрасно понимал, что это может быть какие-то пережитки нашего давнего прошлого, хотя, если человек приходит на землю, если он вкладывает инвестиции, создает новые рабочие места, конечно же, ему должны все помогать. Затем у нас власть сменилась в районе, и началось нормальное плодотворное сотрудничество. 

 - Сейчас контакт налажен, правильно?

 - Контакт налажен, нам помогают местные власти, помогает глава района, глава сельского поселения, нам помогают  те люди, которые отвечают за те или иные направления. 

 - А этот переломный момент, он в какой период наступил, когда власти поняли, что Вам необходимо помогать? Что привело их к пониманию того, что происходит что-то глобальное на их земле?

 - Ну когда мы вложили деньги, что-то построили, этот механизм заработал, пошла первая  продукция. 

 - То есть, пока не увидели результаты, в общем-то, в Вас не поверили?

 - На тот момент были другие люди у руля, будем говорить, в нашем муниципалитете. Может быть, они не до конца понимали какие-то моменты,  потому что, представьте, приезжает человек из Москвы и говорит, что готов вложить 32 млн рублей, и спрашивает, будет ли возможность помочь в плане выделения земли или еще чего-то. И люди думали, что какой-то сумасшедший приехал, ну  кто в наше время будет приезжать  и так вот с ходу говорить, что хочет этим заниматься?

 - Люди не поверили?

 - Не поверили. Посчитали это всё какой-то шуткой. Но, тем не менее, я-то прекрасно понимал, что всё это пройдет. Всегда жизнь показывает, что, если человек от труда что-то созидает, что-то создает, вокруг него создается какое-то энергетическое поле, возникают его единомышленники, его последователи, люди, которые стараются не просто помогать, а становятся уже партнёрами в этом бизнесе, и это меня очень радует. 

 - Значит, что такое экологически чистая, полезная продукция, начнут следовать этому примеру Вам большое спасибо!