Александр Коваль, глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы РФ. Тарифы ОСАГО

Автогражданка вновь подорожала. С октября тарифы на полисы ОСАГО выросли в среднем на 25%-30%. Изменится ли от этого уровень страховой защиты автовладельцев, или всё останется по-прежнему, сейчас узнаем, у нас в студии глава экспертного совета по страховому законодательству при комитете ГД по финансовому рынку Александр Коваль, это «Интервью 360».

 

Что изменится на рынке автострахования  после введения вот этого нового режима?

Ну, кроме того, что повысится цена страховки, самые главные те изменения в закон, которые вступили в силу с 1-го октября нынешнего года, эти изменения направлены на защиту прав страхователей пострадавших в ДТП. И сейчас будет не только проще оформить получение выплаты, но и страховщик в гораздо большей степени  будет способствовать тому, чтобы создать комфортные условия для своего страхователя. В законе появилось очень много инноваций, положим, то, чего не было никогда: страховщик может организовать ремонт вашего транспортного средства. Если вы выберете не получение денег, а получение своего автомобиля в исправленном состоянии. И обязательства страховщика будут исполнены не тогда, когда он вас отправил на какой-то сервис, а тогда, когда вы с сервиса получили отремонтированную машину. И в целом, если оценивать все те изменения, которые внесены в закон, и об этом говорил комитет по финансовому рынку, депутаты, эти изменения для страхователя в первую очередь, Безусловно, это усложнит жизнь страховщику, но, собственно, а для кого страховщики работают? Для страхователя, и здесь другого не дано. Сокращаются сроки рассмотрения дел.

 

До 20-ти дней. Если раньше был месяц.

Да. Получается, что, если страховщик не укладывается в отведенные ему сроки, которые стали значительно меньше, то значительно усилятся штрафные санкции. Конечно, страховщикам придется тяжело, но закон направлен на защиту прав страхователя.

 

Такова их доля. О чем мы сейчас говорим, давайте расшифруем.

Мы говорим о том, что страхователь, обращаясь, уже количество направляемых документов меньше, то, что мы уже сказали, что сроки рассмотрения меньше. Мы говорим о том, что, если страховщик задержался с организацией выплаты вам  средств, с организацией ремонта, или он задержался с выдачей вам мотивированного отказа, на него накладываются штрафные санкции. И весьма-весьма серьезные.

 

Суммы большие?

Большие. Это процентное соотношение с суммой выплат, и это прогрессивные, более того, закон о защите прав потребителей накладывает 50% штрафные санкции на страховщика. И всё то, что не урегулировано законом об ОСАГО, регулируется законом  о защите прав потребителей услуг.

 

Выплаты по ОСАГО увеличились существенно: со 120 до 400 тысяч рублей, Не получится ли так, что страховщики сейчас будут увиливать? есть какие-то лазейки, которыми они могут воспользоваться, или закон учел их?

Нет, закон учел, наверное, до того, чтобы он учел все, этого не будет никогда.

 

Нужно время.

Но количество этих лазеек значительно сокращено и положим, на первый взгляд их даже и не заметно. Поэтому, увеличились страховые суммы, если мы говорим о выплате за повреждение вашего автомобиля, до 400 тысяч рублей, то это весьма серьезно. И вступающие в силу изменения уже весной, за вред жизни и здоровью - 500 тысяч - это весьма и весьма серьезные суммы. Причем, надо сказать, что тариф увеличен не столь значительно, как увеличены страховые суммы. Не столь значительно, как стала эта самая страховая защита. Поэтому, большинство автолюбителей увеличение суммы страховки для себя скорее всего не почувствуют.

 

Если говорить о региональных коэффициентах, сейчас этот коридор, который начал работать, в принципе, регионы сами могут устанавливать определенные суммы, и это должно повысить конкуренцию, что изменится в связи с этим?

Я бы здесь немножко не так сказал и немножко бы Вас поправил. Региональные коэффициенты, они утверждаются точно так же центральным банком по каждому региону.

 

Но в каждом регионе есть свой коридор.

Страховщику дано право в определенном диапазоне увеличивать или уменьшать базовый страховой тариф,  то есть, есть некая вилка, она не столь значительна, но тем не менее, есть максимальная и минимальная ставка.

 

Но вот если возьмут по-максимуму?

Эта разница будет исчисляться сотней или двумя сотнями рублей, то есть, это  весьма и весьма незначительно.

 

Сейчас мы можем говорить о том, что на рынке ОСАГО кризис, или всё наоборот нормализуется?

Я бы сказал, что кризис присутствовал весной и летом, сейчас наверное острой фазы кризиса нет, но страховщики проблемы безусловно испытывают. И понятно, ч точки зрения экспертной оценки, тариф всё таки увеличен не так, как этого требует математика. Он должен быть по моим расчетам значительно больше.

 

Долгое время страховщики утверждали, что ОСАГО - это самый убыточный вид страхования. Сейчас их мнение поменяется, как считаете?

Оно поменяется в незначительной степени, страховщики говорили о том, что это самый убыточный вид, наверное, последние года 2, и самая острая фаза кризиса она была весной-летом текущего года. Сейчас о кризисе страховщики не говорят, но понимают, что в связи с тем, что на них накладывается очень много дополнительных обязанностей, работать им придется не просто, и вот тот тариф, который сейчас уже, он увеличен, он есть, лишь, с моей точки зрения, этот кризис на како1-то период отодвигает.

 

С этим связано то, что в последнее время появляются все чаще сообщения о сворачивании страховых компаний в регионах.

Страховщики сворачивали свою работу в регионах, это наиболее активно было в начале года. Сейчас новых сообщений о том, что они сворачивают деятельность, нет. Но так же,

как и нет сообщений о том, что они возвращаются в регионы. То есть, ситуация подвисла в том статус-кво, как это было на лето текущего года.

 

Очень часто, наверное, это нормальное явление, страховщики жалуются на свои проблемы, автовладельцы на свои, но всё таки, водители жаловались но то, что ОСАГО отказывались от выплат, это вот мы возвращаемся к началу нашего разговора, сейчас может что-то измениться в связи с этим? У автовладельцев появилось больше прав? 

Прав появилось неизмеримо больше, и то, что мы с Вами говорили в самом начале разговора, появились серьезные штрафные санкции к страховщикам. А второе, тот надзорный орган, ЦБ РФ, он активизировал свою работу к тем страховщикам, которые допускают нарушения на рынке, это тоже факт, а  для страховщиков это самый главный регулятор рынка, и это тот орган, который выдает лицензии и тот орган, который эту лицензию на право работы отбирает.

 

Автовладельцы как-то должны изменить свой подход? Я сейчас не говорю о цифрах, о дополнительных каких-то документах, что должно поменяться в сознании, чтобы люди могли пользоваться своими правами и не наступать на одни и те же грабли в отношениях со страховщиками?

Было такое  распространенное явление, как обращение попавших, потерпевших в ДТП не сразу в страховую компанию, а сразу шли к юристам, специализирующимся на такого рода делах. Сейчас ситуация в корне изменилась, она изменилась и в законе, и в отношении страховщиков к страхователям. Поэтому, я бы не сказал, что не стоит уже страхователям обращаться к этим юристам, а сразу обращаться в страховую компанию. Тем более, что теперь закон ввел безальтернативное обращение к страховщику, у которого вы застраховались. Не нужно искать страховщика, причинителя вреда, а вы идете там, где вы купили полис. И сроки сокращены, это будет и гораздо быстрее, и эффективнее, чем обращаться ко всякого рода посредникам, у которых вы получите значительно меньше.

 

Это удобнее в первую очередь.

 Это удобнее, безусловно.

 

Спасибо Вам большое за интересный разговор, ну а насколько изменятся отношения между страховщиками и автовладельцами, покажет только время.