Александр Чекалин, 1-й заместитель председателя комитета СФ ФС РФ по обороне и безопасности. Трудовая миграция

6 миллионов иностранцев в России нарушают правила пребывания в стране. Причем, это половина из общего числа мигрантов. Как навести порядок, узнаем у эксперта, у нас в студии первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Александр Чекалин, это «Интервью 360».

- Какие основные правила нарушают приезжие граждане, которые находятся на территории России?
- Миграционные правила, правила пребывания - это раз. Второе, довольно много административных нарушений, вот мы и подошли, наверное, и к главному - как же они себя ведут у нас в России, да? Приехав в другое государство, надо уважать его законы, его правила, его культуру и жить той жизнью, которой живет основное население. Так вот, одномоментно у нас в стране находится около 12 миллионов трудовых мигрантов. Вы правильно сказали, половина пребывает уже с просроченным сроком, либо неизвестно, где они находятся, их предстоит разыскать, административно выдворить или депортировать, всё это есть, а вот по поводу поведения, в год иностранные граждане у нас в России совершают 55-57 тысяч преступлений - это очень много, согласитесь! Но если посмотреть в отношении их сколько совершается преступлений, то в 5-6 раз меньше, отсюда вытекает такая вещь, что ребята немножко агрессивней, чем мы, чем наше обычное российское осёдлое население. Поэтому здесь и правоохранительный контроль должен быть повышенный, и гражданский, и СМИ, спасибо вам, что вы очень часто это показываете, но исходить нужно из другого главного, из того, что они приезжают строить нашу Россию, участвуют  в нашей сельскохозяйственной деятельности, возводят дома, строят плотины, дороги и много еще чего. И слава Богу.

- Буквально накануне общалась с Валентиной Матвиенко, она сказала, что в тех странах, из которых приезжают мигранты, необходимо создавать центры русского языка. Ну, начать, наверное, нужно, действительно с этого, потому что люди должны понимать, о чем говорят у нас в стране и отвечать. Как Вы к такой инициативе относитесь, это поможет?
- Конечно. Идет закон, в соответствии с которым каждый иностранный гражданин, прибывающий сюда к нам для работы, должен будет сдать вот такой номинальный экзамен по знанию русского языка. Я бы к знанию русского языка добавил бы еще основы российского права. Кого же у нас больше всего? Если смотреть по народам и народностям.


- То есть, из каких стран к нам больше едут?
- Да. Преобладают узбеки - их 37%, потом таджики, киргизы, Украина, Молдова, немного Казахстан, Армения, ну это уже маленькие такие доли, а в основном это государства Центральной Азии. На что и на кого нужно обращать основное внимание? На работодателя. Это ключевая фигура, от которой всё зависит - будет или не будет скрываться гастарбайтер наш, будет хорошо работать или плохо, привезет какую-нибудь болезнь или не привезет её, будут ли выплачиваться налоги, вовремя ли уедет, в общем, много чего. Вот посмотрите, законы-то в общем-то строгие у нас: за незаконное применение иностранной рабочей силы довольно большое наказание по российскому административному и уголовному законодательству.

- А почему так получается? Есть возможность увильнуть от закона и работодатель этим пользуется?
- Вот смотрите, индивидуальное лицо попадает на штраф в районе 5 тысяч рублей. Должностное лицо - от 35 тысяч до 70 тысяч рублей  - административный штраф за один факт. Юридическое лицо - это организация, попадает на миллион рублей штрафных санкций. Я всякий раз, когда мы общаемся с руководителями миграционной службы, я задаю вопрос, а сколько таких миллионов поступило в российскую казну? В общем-то не много, поэтому, или это снисхождение, или упущение, или недооценка вот этой категории работодателя, она является основным ключом ко всем остальным проблемам. МО тоже не исключение. Вот смотрите, всероссийская операция проходила по незаконной миграции, результаты очень высокие, очень значимые и подлежат такому вот обсуждению. Но можно задать 2 вопроса: это что, активная работа полиции, миграционной службы, или это такая запущенность в этой среде? Я думаю, и то, и другое. А вот о чем я говорю, за этот период этой операции, ФМС, правоохранительная система начислили штрафов 318 миллион, это вот в этом году, взыскано 16 млн, и что? И чего это стоит?

- Это несовершенство закона? Кстати, и Ваша же инициатива - разработать миграционный кодекс.
- Это несовершенство исполнительного производства, несовершенство правоприменения. Вроде бы и механизмы есть, но давайте посмотрим, как они работают: есть такая очень строгая категория, которая называется «отказной список», это лица, которые совершали правонарушения, административные, миграционные, любые другие, признаются нежелательными для дальнейшего пребывания в плане правопорядка у нас в РФ, заносятся в этот «отказной список», подлежат административному выдворению или депортации. Хлопотное это дело, но делать это необходимо, важно и нужно. До выхода ФМС из системы МВД, эти люди, которых  готовили к административному выдворению, они содержались в медицинских вытрезвителях, в изоляторах временного содержания, в приёмниках-распределителях, Бог знает где. Слава Богу, сейчас состоялось решение, которое на самом деле уже выполнено, во всех субъектах приказано создать центры временного содержания для иностранных граждан, нарушающих законодательство, подлежащих отправке на родину, и на сегодняшний день у нас их по регионам, у нас  85 регионов, уже 78 уже построено, в МО в Егорьевске открыт очень хороший центр временного содержания.

- И всё таки, давайте вернемся к миграционному кодексу, что должно туда входить, что должно обязательно указываться в этом документе, насколько известно, с начала 2012 года в Россию запрещен въезд более миллиону мигрантов.
- Когда я был замминистра внутренних дел, мне сказали, что я должен принять должность директора ФМС, одновременно я состоял в двух должностях: возглавлял ФМС страны и был заместителем министра внутренних дел. Тогда был один единственный закон - закон о правовом пребывании иностранных граждан в РФ, если посмотреть сегодня, то количество законодательства, которое имеет прямое или косвенное отношение к миграционным вопросам, оно исчисляется многими десятками. Не каждый юрист, адвокат или судья, следователь, сотрудник правоохранительной системы, разберется в этом множестве законов. Этому вопросу весьма помогло бы решении об издании миграционного кодекса РФ, когда, взяв в руки только одну книжку, не десятки законов, где есть и противоречия, и разные толкования, и отсылочные вещи…

- Это какой-то сводный документ?
- Это один сводный документ, где изложена вся правовая юридическая миграционная политика, поэтому, это была  бы большая помощь и поддержка от простого человека, который решил к нам приехать, для него сразу вот эта правовая дорога, она понятна, ясна, нет никаких проблем. Или организатор трудовой миграции, тоже  человек, которому такой документ помог бы. Считаю, что нужно создать рабочую группу из числа депутатов ГД, из числа отдельных  руководителей ФМС, правоохранительной системы, членов СовФеда, все те, кому это важно и небезразлично, и подготовить вот  такой унифицированный, очень важный и нужный документ.

- Александр Алексеевич, спасибо Вам большое за интересный разговор, и очень хочется верить в то, что уже в ближайшее время мигранты будут находиться на территории России  в большем количестве на законных основаниях и чувствовать себя в нашей стране комфортно.
- Спасибо, будем надеяться и работать в этом направлении.