Жузеп Миас, архитектор MIAS Arquitectes. Жилая недвижимость и сохранение исторического наследия

Баланс между современностью и историей в архитектуре. Можно ли сохранить его, и не нарушить границ? За ответом на этот вопрос мы обратились к автору проекта урбанизации исторического центра Биноль в Испании. На строительной неделе в Москве он – особый гость. Итак, у нас в студии архитектор Жузеп Миас, это "Интервью 360".

- Одной из значимых проблем современного строительства является проблема сохранения исторического наследия. Это проблема, как Запада, так и России. Как решить эту проблему?

- Я думаю, архитекторы ответственны за будущее городов. У нас есть обязательства перед обществом. Сейчас в России появляется эта сознательность, есть люди, которые могут высказаться на этот счёт. Что действительно необходимо, так это серьёзно поговорить о том, что ждёт строительство и архитектуру в будущем? Не отдельно строительство, а общее будущее, то, что касается городов, инфраструктуры, электроэнергии, устойчивости в целом. Это разговор не о кирпичах или стенах, а о чём-то более сложном. И мне кажется, сейчас в России есть такая возможность. У вас появились условия для роста, а значит, вы можете создать некий новый подход.

- А как, в целом, решается проблема в других странах мира, ведь она достаточно распространённая?

- У каждой страны своя специфика. И если вы решили, например, строить в Дубае, вам придётся начать всё с чистого листа, проектировать буквально с нуля. В России всё по-другому. Есть традиции и наследие. Любые новые веяния должны обязательно сочетаться с историей. Очень хорошо это отработано в Европе. История становится некой основой для современного строительства.

- Но даже современные постройки выглядят историческими, очень традиционными.

- Мы не забываем, что есть так называемая историческая часть города, где всё должно быть сдержанно и традиционно. Но есть ведь и современные районы, так что надо придумать, как эти части города будут соединяться.

- А это вообще возможно, создать что-то с нуля, не имея никакой истории? Или в любом случае приходится перенимать чужую историю и наследие?

- Да, можно. К примеру, на Ближнем Востоке мы работаем над проектом небольших городов. Там все объекты связаны чисто механически, только инфраструктурой. Как будто всё это придумала машина. Очень удобный и полезный подход, но нет ощущения места. В итоге получается что-то холодное и бездушное. Для любого архитектора это настоящее испытание. Поэтому нам обязательно нужно искать баланс между историей и современностью. Наполнять новые технологии традициями и историей государства. Ведь если мы потеряем свою идентичность, мы потеряем своё настоящее лицо.

- Вы абсолютно правы, утверждая, что и Москва, и Подмосковье имеют объёмное историческое наследие. К сожалению, у нас сейчас есть сложности с этими территориями и объектами, так как многие находятся в очень плохом состоянии. В том числе из-за халатного отношения инвесторов. О каких способах регулирования можно говорить, которые помогли бы внушить сознательность инвесторам?

- Я думаю, необходимо быть очень аккуратными в том, что мы хотим претворить в жизнь. Работать, как хирурги. Да, нам нужно сохранить уже имеющееся и немного снизить обороты. С экономической точки зрения, конечно, выгоднее застраивать по привычной схеме. Однако мы не должны при этом терять своё наследие. Я против тотального погружения в прошлое. Такое произошло в Италии, и это очень сильно ограничивает возможности. Венеция – хороший пример. Город, в котором невозможно жить. Там невозможно работать… Нам, конечно же, нужно сохранить и старую часть Рима, Флоренции, Венеции.. Такие города должны оставаться узнаваемыми в своём историческом виде, но они – не новые города будущего, это уж точно. Это другие города.

- Вы имеете в виду, что там обязательно должны быть промышленные зоны, зоны отдыха и образовательный сектор?

- Да, но в то же самое время я не считаю, что город должен быть на чём-то сконцентрирован. К примеру,  Барселона, мой родной город. Он совмещает в себе культурное наследие, деловую и развлекательную составляющую. Это отличный баланс. У нас хорошая технологическая база и инфраструктура. А в Италии современность всё равно должна проникать на территорию городов, никуда от этого не деться. И главное – не делать как в Америке, всё отдельно: производство отдельно, бизнес-центр отдельно, дома отдельно.

- Отсутствует историческая составляющая.

- Потому что у них нет истории. Америке всего 200 лет, и брать с неё пример можно разве только в технологическом плане. В России большое культурное наследие, с которым можно работать. Помните, дело ведь не в кирпичах и стенах, а в необходимости создавать пространство для людей, где они могли бы эффективно жить и действовать.

- Если отойти от исторической архитектурной составляющей и поговорить о социальной инфраструктуре в целом. Что необходимо отлично спроектированному и организованному городу с точки зрения этой самой инфраструктуры?

- В первую и главную очередь, нам нужно создать транспортную инфраструктуру. Необходимо, чтобы современные технологии были доступны на территории города. Затем важной составляющей является наличие социального пространства. Потому что это место, где мы встречаемся друг с другом, там создаётся новая культура.

- А что это за места такие? Это парки?

- Да, это парки, библиотеки, рынки… Не торговые центры, а такие, знаете, маленькие… В Барселоне у нас 52 рынка, всё это создаёт некую идентичность. Достаточно создать 50 мест, где люди могли бы играть музыку и люди начнут собираться там. Начнёт формироваться некая культурная идентичность. И такое смешение - самое главное для крупных городов. Потому что это - единственный способ узнать друг друга и избавиться от своих страхов и условностей.