Филипп Мoйзер, советник сенатора Берлина по развитию города. Развитие территорий с качественной средой проживания

Исторический город в современных реалиях. Как сохранить аутентичность и построить современный город? Об этом не понаслышке знает специальный гость "Строительной выставки в Подмосковье", советник сенатора Берлина по вопросам развития города, Филипп Мойзер. Это "Интервью 360". 

 - Я знаю, что на этой выставке Вы говорили о развитии территории на примере Берлина. Расскажите нам поподробнее. 

 - Я приехал, чтобы прочитать лекцию о развитии Берлина и, в том числе, о том, как мы разрабатывали стратегию создания современного города. Для меня, как для архитектора, вопрос улучшения качества работы - это некий вызов. Это не только вопрос строительных работ, но и дизайн проекта, организация работ земельных отношений. Конечно, вопрос того, как правильно собрать разрешающую документацию. 

 - Вы придумали раздавать жителям землю в Берлине. Почему Вы считаете это эффективным подходом?

 -  В вопросах архитектуры городского дизайна и планирования необходимо обращать внимание на опыт других стран, своих коллег, тогда вы сможете учиться и преображать этот опыт в свое собственное искусство. 

 - А как это было организовано в Берлине? Я знаю, что получилось очень хорошо. Как именно этого удалось достичь?

 - Первый шаг всегда за чиновниками. Они должны понимать цель, идею их города. Администрация Берлина приняла решение, что хочет видеть город, где на каждом жителе лежит некая ответственность. Человек покупает землю, что-то строит и потом живет там. Это не вложение в неизвестную землю, когда какой-то безликий инвестор просто приносит деньги и собирается  получить прибыль. Суть именно в том, что люди покупают участок земли, разрабатывают его и живут там же. Это совершенно другой уровень ответственности. Люди начинают по-другому понимать связь с городом и местом, где они живут. 

 - Такая схема всегда хорошо работает, или бывали неудачи?

 - Конечно, где бы вы ни занимались строительными работами, в Берлине, в Москве, в любом другом месте, у вас всегда будут те или иные проблемы. 

 - Какие самые типичные проблемы?

 - Например, у вас есть четкая разработанная система: человек или группа людей, которые занимаются проектом, ведут его с самого начала и до момента передачи ключей владельцу. Но вдруг оказывается, что инвестор хочет делать все по-другому. Ему нужен отдельный дизайнер, чтобы создать архитектурный проект, строительная компания, которая все это построит, кто-то еще со стороны, чтобы заниматься продвижением и продажами квартир в новом доме. В итоге у вас три отдельных человека, каждый несет ответственность, но они не команда. Очень важно иметь менеджера проекта, который ведет его с самого начала и до конца. 

 - Я знаю, что Вы реализовали в Московском регионе несколько архитектурных проектов. Как Вы оцениваете архитектуру области?

 - Основная проблема в том, что у вас в России все разделено. Как в моем примере: архитектор отдельно, строители отдельно, маркетолог отдельно. Каждый отвечает за проект только на своем участке. В строительстве жизненно важно, чтобы архитектор был вовлечен в процесс с самого начала и до последнего кирпича. Так правильно. Необходимо, чтобы девелопер понимал, что такое качество. Тогда он сможет объяснить и архитектору, и менеджеру проекта их зону ответственности. Объяснить, за что им платят, какой результат от них ожидают. Многие мои российские коллеги стараются, я это вижу, у них действительно получается. Но работа россиян не получает международного признания. 

 - А чего им не хватает?

 - Это все иностранцы. Они все еще думают, что Россия - это страна, где по улицам ходят медведи. 

 - Неужели? Нам казалось, что это уже устаревшая легенда. Сейчас СМИ позволяют составить собственное мнение, и люди думают не о медведях, а о том историческом наследии, которым богата Россия, разве не так?

  - Да, но, тем не менее, это застревает в голове, поэтому люди не приезжают в Москву, в Петербург, ничего не знают о России. Все, что они слышат о России, взято из плохих выпусков новостей. Это большая проблема. Но когда кто-либо из моих друзей приезжает в Россию, у них открываются глаза, и они начинают видеть, что здесь есть место и высокому качеству, и люди не страдают, а живут на высоком уровне. Это какие-то барьеры в голове. Кстати, ваша выставка - один из шансов избавиться от них. 

 - Сейчас правительство МО хочет привести архитектурный облик региона к единому стандарту. На Ваш взгляд, это правильно? Это привлечет туристов в регион? 

 - В основе нашей стратегии создания дизайн-проекта лежит желание привлекать к зданию внимание людей и сделать так, чтобы его посещали не только туристы, но и сами жители. 

 -  А если говорить об историческом наследии?

 - Конечно, наличие исторического наследия  - важный элемент архитектуры. Это действительно привлекает туристов. Я думаю, и в России, и в Европе мы одинаково понимаем этот термин - "историческое наследие". Суть не только в реконструкции старинных зданий. Суть в том, чтобы их так сочетать с современными, чтобы это было гармонично и нравилось людям. 

 - Значит, Вы считаете, что наличие современной архитектуры допустимо? Многие урбанисты придерживаются обратного мнения и считают самыми успешными примерами правильной архитектуры с туристической точки зрения такие города, как Венеция, Рим и Париж. Там все выдержано в историческом стиле, а все новое камуфлируется под старину. 

 - Тут проблема не в старине. Вопрос в том, что именно нам нравится в Париже, Венеции и других европейских городах. С одной стороны, это, конечно, история и старинная архитектура, но, с другой стороны, плотность города. Нет непонятных объемных пространств, где вы не знаете, куда себя деть, а вокруг только странные, витающие в воздухе арт-объекты. Там здания стоят в ряд, друг за другом, вдоль дороги, постройки окружают площади, и все это дает возможность отделить личное пространство от общего, публичного. В этом и есть уникальная сущность европейского города. Есть примеры и в России. Почему, например, Петербург так нравится туристам? Потому что это город для прогулок. Там все создано для передвижения пешком, и я, кстати, посоветовал бы перенять это у северного соседа. Если вы конструируете какие-то туристические места, стройте маленькие улицы. 

 - Удобные улицы, где можно было бы прогуляться и отдохнуть? 
 
 - Именно. 

 - А если говорить о территориях с высоким качеством жизни, архитектор может сделать их таковыми?

 - Когда я говорю о высоком качестве, я не имею ввиду высокие стандарты. Эту стратегию можно применять как для недорогих проектов с небольшими бюджетами, так и для проектов элитного уровня. Вопрос не в архитектурных стандартах, это вопрос качества вашей работы, как таковой, это то, как ты понимаешь архитектуру в целом.