Александр Костомаров, начальник ГУ территориальной политики МО. Объединение Подольска, Климовска и Подольского района

Великое объединение. 21 мая в Мособлдуме в трех чтениях был принят закон об объединении Климовска, Подольска и Подольского района. От кого исходила эта инициатива и почему возникла такая необходимость? Об этом спросим у начальника Главного управления территориальной политики Московской области Александра Костомарова, это "Интервью 360". 

 -  Тема объединения даже двух небольших поселков вызывает у жителей большой интерес, что уж говорить о целых городах? Давайте начнем по-порядку. Расскажите, когда и от кого исходила инициатива объединить сразу три муниципалитета?

 - Инициатива по объединению трех муниципалитетов, как вы назвали, Великое объединение, исходила от главы Подольского городского округа Игоря Николаевича Пестова. Дело в том, что эта необходимость назрела давно. Мы знаем, что после отделения части территорий городу Москве, Подольский район остался в составе всего четырех поселений. Кроме того, Климовск, Подольск и Подольский район раньше тоже были единой территорией. Плюс у них единая инфраструктура, городская сеть, коммунальная, транспортная и т.д. Конечно, объединение этих трех муниципалитетов в единый повышало эффективность управления. И с этой инициативой вышел Игорь Николаевич Пестов, как я уже сказал, глава городского округа Подольск. Эту инициативу поддержали поселения Подольского района  и совет депутатов города Климовска. В соответствии с законодательством соответствующие советы депутатов назначили публичные слушания, которые были проведены в соответствии с законом. Каждый желающий мог присутствовать на них, так же велась прямая трансляция на сайте nashpodolsk.ru. 

 - Как прошли публичные слушания, были ли граждане, которые были не согласны с объединением?

 - Безусловно, публичные слушания не прошли на ура и однозначно. Безусловно, высказывались разные точки зрения. Но в целом общее настроение людей было положительным. И на основании этих публичных слушаний, проведенных советами депутатов, приняли решение об объединении. С соответствующей законодательной инициативой вышел глава городского округа Подольск в Московской областной думе, в трех чтениях был принят соответствующий закон об образовании Большого Подольска. 

 - Если говорить о предыдущих объединениях, в области их уже было два примера: это Балашиха и Железнодорожный и Королев и Юбилейный, смысл этих реформ - консолидация бюджетов для эффективного решения социальных задач. Можно ли говорить, что укрупнение на Юго-Западе Подмосковья укладывается в ту же самую логику?

 - Конечно. Вообще о системе реформирования местного самоуправления Андрей Юрьевич Воробьев говорил на высшем совете, который прошел осенью 2013 года. И в рамках реализации этой задачи, повышения эффективности, нами была разработана целая система мер по повышению эффективности органов местного самоуправления. И действительно, объединение двух городов, это Балашиха и Королев у нас были пилотными, Королев был пилотным. Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что это абсолютно правильная тенденция, абсолютно правильное направление. В том же самом Королеве за совершенно короткий промежуток времени была отремонтирована и расширена одна из основных магистралей города, ул. Пионерская. Балашиха тоже уже смогла решить некоторые специальные вопросы, в частности по содержанию парков, которые были на границе двух муниципалитетов. И мы с уверенностью можем сказать, что направление, которое было обозначено Андреем Юрьевичем, было абсолютно правильным. 

 - Очевидно, что муниципальная власть должна была получить одобрение губернатора на такое объединение. Изначально губернатор был за?

 - Андрей Юрьевич всегда говорил нам о том, что прежде всего нужно выяснить мнение жителей этих муниципальных образований. И я хочу сказать, что, допустим, в рамках объединения городского округа Железнодорожный и Балашиха было проведено больше 300 встреч различного формата, различного характера, с различным представительством, с населением, где обсуждались эти вопросы. На этих встречах в обязательном порядке присутствовали представители от соответствующих министерств и ведомств, от федеральных структурных подразделений, в частности от Министерства юстиций, от органов регистрации и т.д. Потому что жителей волновали абсолютно разные вопросы, начиная от необходимости замены паспортов и других вопросов, включая перерегистрацию прав собственности, предприятий и т.д. И нами проводилась довольно большая разъяснительная работа, а с другой стороны мы выявляли мнения жителей. И чаще всего не сразу, но по истечении какого-то периода времени, жители объективно понимали  необходимость и эффективность данных объединений. И уже после выявления этого мнения мы еще раз представляли это Андрею Юрьевичу, еще раз обсуждалось и уже выносилось окончательное решение. 

 - Александр Константинович, если говорить про болевые точки, про основные проблемы Климовска, Подольска, Подольского района, что это и как поможет объединение решить эти проблемы, вопросы?

 - Не нужно далеко ходить, понятно, что основные проблемы - это ЖКХ, транспорт, дороги и инфраструктура в целом. Эти задачи и проблемы схожи и в Подольске, и в Климовске. Именно за счет объединения ресурсов, за счет целостности сетей, целостности инфраструктурных элементов создается общая система, которая будет работать эффективнее. Один маленький пример: между Климовском и Подольском ходит междугородний автобус. Но в рамках одного муниципалитета это уже будут внутренние муниципальные перевозки, которые будут и дешевле, и проще согласовываться маршруты и т.д. Естественно, что в рамках одного муниципалитета решать эти проблемы будет гораздо проще. 

 - В ряде муниципальных образований Московской области созданы единые администрации, районные и поселений, расскажите про это, каковы цели и задачи? 

 - Дело в том, что население не всегда четко понимает полномочия между районным уровнем власти и городского поселения. В этой связи мы часто сталкиваемся с "футболом", когда органы власти могли перенаправлять друг к другу проблему, которая в целом не решалась. И за счет создания единых администраций  все полномочия на территории муниципального района и административного центра муниципального района в городском поселении решаются теперь одной администрацией. Именно по этому пути мы пошли и в Каширском муниципальном районе, и в Чеховском, Люберецком муниципальном районе и ряде других. И опять же эффективность этого процесса уже была доказана делом. У людей появилось окно: все проблемы население решаются в одном месте, в одной администрации, а не в разных, как было до этого. 

 - Так же в Московской области наметилась тенденция преобразования муниципальных районов в городские округа. Расскажите поподробнее на примере Озерского района?

 - Озерский муниципальный район, для понимания, состоял из трех поселений: это непосредственно городское поселение Озеры и еще два сельских поселения, которые располагались в непосредственной близости к самому городскому поселению. Естественно, существовало три администрации, три аппарата, три бюджета на содержание этого аппарата, и соответствующие административные барьеры и системы. В рамках образования городского округа осталась одна администрация, один аппарат, один совет депутатов, который решает все вопросы населения этого теперь уже городского округа. В рамках сокращения административного аппарата, которое произошло после сокращения соответствующих администраций, была сэкономлена значительная сумма, которая была потрачена в настоящее время на социальное развитие городского округа. Таким образом, городской округ - гораздо более приемлемая и эффективная система  с точки зрения эффективности и выстроенности управления вертикали власти. И поэтому мы планируем пойти по этому пути в тех муниципальных районах, где это возможно, где не существует значительной удаленности, чтобы не удалять непосредственную власть от населения. Но в любом случае мы стараемся сохранить доступность власти. Это реализуется через территориальные управления. То есть, на территориях непосредственно остаются какие-то структурные подразделения, которые в небольшом количестве выполняют текущие нужды населения: выдача справок при необходимости, поставка печати на какой-либо документ. 

 - Александр Константинович, благодарю вас за интервью, удачи вам в вашей работе, спасибо большое!