Вся правда о каршеринге. Как водителям приходится платить огромные штрафы за царапины и пятна?

Поминутная аренда машины — семь рублей в минуту, 420 рублей в час. Казалось бы, это дешевле такси и удобнее личного авто, потому что парковку оплачивать не нужно, все за счет компании. Однако каршеринг — это услуга, которую предоставляют на основании договора. И расписываясь в нем, клиент принимает всего условия. Не прочитал или не понял? Все равно придется нести ответственность. Телеканал «360» разобрался, кто и сколько должен платить в случае аварии, что будет, если водитель не заметит маленькое пятно в салоне или уедет за пределы каршеринговой зоны.

Каршеринговые компании в Москве

Сейчас в столице работают три фирмы, предоставляющие машины в поминутную аренду — это YouDrive, Anytime и, пожалуй, самая популярная среди москвичей — «Делимобиль». Последняя совершила настоящий переворот в сфере столичного каршеринга. «Делимобиль» предоставил своим клиентам возможность бесплатно парковать машины на разрешенной платной парковке. Расходы за нее компания взяла на себя. Однако многое другое переложила на водителей, прописав это в договоре мелким шрифтов и с отметкой *.

Время — деньги

Итак, предположим, вы хотите взять автомобиль, припаркованный в паре кварталов от вас. После бронирования машины есть 20 минут, чтобы в него сесть. Если вы не укладываетесь в срок, начинают капать деньги — 2,5 рубля в минуту. Но есть секрет: на 19-й минуте можете отменить бронь, а потом поставить ее снова. Проверено, так можно сделать трижды. В итоге получается почти час бесплатного ожидания.

Внимание к деталям

Перед началом поездки у клиента есть пять минут на визуальный осмотр машины снаружи и внутри. Нужно убедиться, что у автомобиля нет никаких повреждений: ни царапин, ни вмятин, ни перегоревших фар и ни одного пятна в салоне. Если из этого хоть что-нибудь, да имеется, а вы все равно заведетесь и поедете, то ждите неприятных писем. За грязный салон отдадите две тысячи рублей, причем спишут у вас их прямо с банковской карты, а за царапину пришлют счет.

Оговорки в договоре

Все это прописано в договоре на сайте компании. На 28 странице — перечень всех штрафных санкций. Естественно, со звездочкой. И в сноске написано, что «уплата штрафа не освобождает клиента от обязанности возместить убытки». Тут и начинается самое интересное.

Возьмем, например, штрафы ГИБДД. Ну, превысили вы скорость. Казалось бы, должны просто оплатить квитанцию. Но нет, в договоре прописано, что за любое нарушение придется отдать половину штрафа. То есть заплатить придется и компании, и ГИБДД.

Очень дорогая авария

Но самые серьезные финансовые убытки понесет тот, кто угодит в аварию. Дело в том, что застрахованы все машины не по КАСКО, а по ОСАГО. А значит, если клиент виновен в ДТП, платит тоже он. Но сколько? Опять же, в договоре вроде написано — пять тысяч рублей (если ущерб автомобиля оценивается в сумму менее 10 тысяч рублей) или 15 тысяч (если размер ущерба до 100 тысяч), а если больше, то 20% от названной экспертизой суммы.

Вроде все справедливо. Но мы помним про звездочку: уплата штрафа не освобождает клиента от возмещения убытков. Самый громкий случай произошел с клиентом «Делимобиля» Александром Семеновым (его юрист написал об этом в Facebook). Мужчина попал в серьезную аварию по своей вине и ему выставили счет в 588 тысяч рублей. Кстати, сама машина стоит на 50 тысяч меньше. Сумма состояла из восстановительных работ, штрафа за простой авто, расходы на экспертизу, почту и неустойку.

Сейчас мужчина пытается доказать свою невиновность, но в успех верится слабо. поэтому, чтобы не попасть в подобную ситуацию, внимательно читайте договор.