Откуда у аэропорта Жуковский столько врагов

Открывшийся в 2016 году аэропорт Жуковский благодаря своему региональному статусу должен был быстро выйти на международный уровень и осуществлять массовую перевозку пассажиров. Однако фактор, который изначально рассматривался как положительный, вызвал раздражение иностранных государств и даже соседа — аэропорта Домодедово. «360» рассказывает, что происходит с региональной воздушной гаванью.


Небо — не резиновое. Количество прилетов и вылетов в Московский авиационный узел (МАУ) ограничено. Оно регулируется международными соглашениями на условиях паритета: если Москва принимает 14 рейсов из Душанбе в неделю, то и в Душанбе из столицы РФ прилетает 14 самолетов.

В МАУ входят три аэропорта — Внуково, Домодедово и Шереметьево. Эти хабы входят в список авиаузлов федерального значения, закрепленный апрельским постановлением Правительства РФ. Жуковского в этом документе нет.

По словам главы пресс-службы Минтранса РФ Тимура Хикматова, статус аэропорта Жуковский определен постановлением правительства РФ. «Согласно этому постановлению, он не является московским аэропортом», - заявил Хикматов «360».

Эту позицию и обозначает Минтранс в переговорах с авиавластями иностранных государств.

Региональный статус является привилегией для Жуковского, поскольку позволяет пользоваться имеющимися в межправительственном соглашении свободными квотами на полеты из регионов. Вот только со статусом этим многие не согласны.

Проблемы с другими странами

Недовольство статусом Жуковского высказывают иностранные партнеры. Некоторые государства считают его аэропортом Москвы и не собираются превышать квоты, выделенные на столицу.

В октябре таджикистанский Минтранс не согласовал полеты в Душанбе и Худжанд «Уральским авиалиниям». Когда Россия пригрозила прекратить воздушное сообщение с Таджикистаном, страна все-таки разрешила «Уральским авиалиниям» полеты. Но уже в декабре не удалось согласовать полеты авиакомпании «Ямал», хотя позже Таджикистан все же разрешил ей с конца марта летать в регионы.

В конце января «Коммерсант» сообщил, что те же вопросы к аэропорту возникли у Израиля. На сайте «Уральских авиалиний» билеты в Тель-Авив продаются с 19 марта, при этом Израиль не согласовал эти рейсы из-за превышения квот межправительственного соглашения.

Казахстан разрешил «Уральским авиалиниям» полеты в Астану и Алма-Ату только в конце декабря, несмотря на то что Россия назначила перевозчика еще в августе. Как сообщали «Ведомости» со ссылкой на источники, страна сопротивлялась в интересах национального перевозчика Air Astana.

Недовольство аэропортов

Как выяснилось 16 февраля, региональный статус вызывает вопросы и у ближайшего соседа Жуковского — московского аэропорта Домодедово. Представитель воздушной гавани направил в ФАС жалобу на немосковский статус аэропорта, сообщили «Ведомости» со ссылкой на двух федеральных чиновников и источник, близкий к руководству владельца Жуковского - компании «Рампорт аэро».

По словам чиновника, министерство транспорта присвоило Жуковскому статус аэропорта города Раменское, а не Москвы, хотя процедуры определения такого статуса нет.

При этом в ФАС России «360» рассказали, что обращение поступило в службу еще в сентябре 2016 года, а ответ на него был дан в декабре прошлого года. Из обращения следует, что Росавиация предоставила некоторым авиакомпаниям, базирующимся в аэропорту Домодедово, допуски на выполнение международных рейсов с вылетом/прилетом в аэропорт Жуковский.

В ФАС ответили, что служба не наделена полномочиями осуществлять контроль в неустановленной сфере деятельности, поэтому ведомство направило соответствующие запросы в Минтранс и Росавиацию.

В свою очередь Минтранс ссылается на постановление правительства России, согласно которому к Москве относятся аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево. Ведомство также уточняет, что только правительство имеет полномочия относить аэропорты к тому или иному населенному пункту. Представитель Минтранса объяснил, что законодательно понятия Московский авиаузел вообще не существует.

«360» хотел узнать мнение о статусе Жуковского у двух других московских аэропортов — Внуково и Шереметьево. В Шереметьево отказались от комментариев, во Внуково «360» направил письменный запрос, но пока не получил ответа.

Что дальше

Аэропорт Жуковский открылся в прошлом году, первый рейс принял в сентябре. Сейчас оттуда можно улететь в Белоруссию, Киргизию и Таджикистан. Постоянно открываются новые направления. Недавно «Уральские авиалинии» и «Пегас Флай» получили разрешение летать из Жуковского в Европу и Китай.

Законодательно Жуковский относится к Раменскому, и в данный момент ясно, что позиция Минтранса на этот счет принципиальна. Развитие аэропорта продолжится, несмотря на очевидные препятствия. Однако сложившаяся ситуация создала прецедент для московских аэропортов, которые теперь могут также попробовать выйти за границы столицы.

«Если удастся найти схему, которая позволит выйти за границы Московского авиаузла, то это им самим даст больший прирост пассажиропотока, чем получит Жуковский в нынешних условиях», — заявил ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.

«360» продолжит следить за развитием событий. Главное, чтобы, как сказал Кирилл Янков, «не пострадали пассажиры».

Загрузка...