«Это просто памятник нацизму». Жителя Калининграда возмутила фреска о немецких колониях

В Калининграде неизвестный доброволец восстановил табличку «Немцы, помните о наших колониях». Об этом написал в своем блоге местный житель Алексей Шабунин. Его взбудоражил данный факт, по мнению калининградца, эту табличку можно в некотором смысле приравнять к свастике, «если знать контекст». «360» разобрался, в чем состоит «контекст» и знают ли местные власти в лицо своих «художников».

Шабунин рассказал, что нашел эту надпись случайно, гуляя по городу. Несколько лет назад она была разрушена, но совсем недавно неизвестный умелец восстановил ее.

«Надпись на кирпичной стенке расположена в Калининграде на улице Пролетарской — как раз там у башни Врангеля, куда теперь перенесены палатки янтарщиков от Верхнего озера (музея янтаря).

Если честно, я был шокирован… Это, конечно, не свастика, но в переводе означает: «Немцы, помните о наших колониях». Это просто прямой памятник нацизму — если знать контекст», — написал автор.

Позже появился предполагаемый «реставратор», но он пожелал остаться неизвестным.

«360» обратился за разъяснениями к доктору исторических наук, специалисту по истории Германии Наталье Ростиславлевой. Она подтвердила, что блогер действительно по-своему прав и доступно рассказала, какой «контекст» он имел в виду.

По словам историка, в Калининграде могли сразу и не обратить внимание на эту фреску — в городе они очень распространены — не только в соборах, на внешней стороне зданий, но даже и в подъездах домов. Именно эта фреска, вероятно, появилась после поражения Германии в Первой мировой войне, когда она потеряла свои колонии.

«То, что автор видит здесь как призывы к насилию» — было распространено в годы Веймарской республики, так как значительная часть населения Германии была не согласна с условиями Версальского мира, что стало почвой для проявления национализма и экстремизма. Примеры тому — Капповский путч 1920 года, «Пивной путч» 1923 года. Это тот путь, который в итоге привел Германию к национал-социализму. Конечно, сейчас актуализировать вопрос о «немецких колониях» — абсолютно с политической и исторической точки зрения некорректно. Ведь вся та литература, что связана с распространением национал-социалистических и реваншистских идей, признана экстремистской. Фреска — просто другой вид такого «искусства»

— историк Наталья Ростиславлева.

Она напомнила, что символ солнца и пальмы был очень распространен «среди, скажем, сторонников колониальных захватов». Прежде всего, среди таких объединений — Пангерманский союз, который немало сделал для того, чтобы началась Первая мировая война. Далее — Флотский союз, который довольно агрессивно поддерживал колониальные захваты. «Черное солнце» — традиционный символ фелькиш-союзов. В годы Веймарской республики солнце стало символом нацистского движения.

Ростиславлева рассказала, что с годами укрепилась и иная трактовка периода конца XIX — начала XX века. «Его рассматривают как эпоху становления глобализации, когда складывалось глобальное пространство. Но оно складывалось за счет экспансионистской политики европейских держав и США. Хотя наблюдалось экономическое взаимодействие, мобильность, миграция, культурный и интеллектуальный трансфер. Сейчас немало уже работ, правда, за рубежом, где этот период рассматривается именно так».

В калининградской администрации нам заявили, что о «отреставрированной» табличке ничего не слышали, но пообещали в скором времени разобраться и узнать подробности.

«Никакой информацией по этому поводу мы не располагаем. Администрация не имеет к этому никакого отношения. Меры, принимаемые в отношении этой фрески, зависят от того, кому принадлежит данное здание. Это следует установить. Если это, например, памятник культуры регионального значения, то это не «наша вахта», — рассказал «360» представитель калининградской администрации Владимир Абрамов.