Ушедшие в интернет. Почему не стоит драматизировать время, которое молодежь проводит в Сети | 360°

02 февраля 2019, 00:01

Ушедшие в интернет. Почему не стоит драматизировать время, которое молодежь проводит в Сети

Читать 360 в

Больше четырех часов в день проводят в интернете 25% россиян в возрасте от 18 лет. Подобное поведение специалисты называют информоманией и пугают, что оно ведет к изменениям структуры мозга. Колумнист «360» рассуждает о том, как эти страхи показывают неспособность общества принять новое.

По данным пресловутых исследователей, сегодня количество информоманов уже сравнялось с медиаманами, проводящими у телевизора столько же, сколько любители Сети — за компьютером. Разница только в том, что молодежь предпочитает Сеть, а поколение постарше остается верно телевизору. Одна из основных сред, где проводят время молодые люди — социальные сети. В исследовании отмечено, что более 40% опрошенных заходят туда ежедневно или почти каждый день.

Реклама

Звучит пугающе. Ну в самом деле, интернет - это ж всякая непонятная ерунда: картинки там, видео какие-то дурацкие, общение без цели, еще и криминала разного куча. То ли дело реальный мир. Здесь можно погулять, спортом позаниматься, книжечки почитать, кино посмотреть, с друзьями пообщаться. Тут все настоящее, надежное. А там… Да что там можно делать столько времени?

На самом деле это противопоставление из нулевых, если не из 90-х. Тогда действительно можно было говорить об интернете как о какой-то отдельной среде, куда специально ходят какие-то люди. И противопоставлять эту среду реальному миру. Но за последние 10-15 лет слишком многое изменилось и интернет стал не просто частью нашей повседневной жизни, а ее инфраструктурой.

Мы сталкиваемся с интернетом постоянно, и для этого совсем нет необходимости открывать ноутбук или смотреть в смартфон: банкоматы и банки, терминалы для приема платежей, больницы, кинотеатры, домашние телевизоры со смарт-функцией, кассовые аппараты и терминалы для оплаты картами в магазинах, турникеты в метро и автобусах, автомобили такси и оплата парковки, сервисы госуслуг. Все это работает благодаря интернету. И да, поколение YouTube. Для огромного числа людей YouTube сегодня — это возможность смотреть совсем уж традиционные фильмы и телепрограммы, слушать эфиры радиостанций и вещание телеканалов в удобное время и удобном месте.

Что изменилось принципиально, так это рамки. В интернете, несмотря на все старания законодателей и регуляторов, их по-прежнему нет. Здесь никто не строит сетку вещания, не выстраивает временные слоты. Интернет бесконечен. Если ты хочешь общаться, тебе всегда будет с кем поболтать. Хочешь читать? Даже если будешь, как многие в детстве, читать каждую свободную минуту и секунду, то никогда не прочтешь все. Всегда будет что-то новенькое. Хочешь смотреть фильмы и слушать музыку? YouTube и iTunes постоянно будут подбрасывать свежее и актуальное, а благодаря сервисам рекомендаций это свежее будет все более и более актуальным, а поэтому все более и более привлекательным. И это действительно может затянуть, если не научиться ставить себе рамки. Но это качество, которое необходимо в себе развивать, даже если с интернетом в принципе не знаком. Иначе затянет что-то еще.

А с другой стороны, далеко не все, кто переживает за подрастающее поколение, реально понимают, чем те там занимаются. «Сидеть в Сети» можно по-разному. Можно, действительно, спуская жизнь в канализацию, а можно — строя собственный бизнес. Даже если тебе 17 лет. YouTube — отличная площадка для производства контента и донесения его до аудитории. И десятки, и сотни тысяч молодых людей по всему миру занимаются именно этим. А Facebook или «ВКонтакте»  — для коммуникаций, в том числе и рабочих. Мне трудно даже подсчитать навскидку, какова доля моих рабочих коммуникаций через соцсети. Но точно не менее половины. А со стороны может казаться, что «целыми днями сидишь в своем Facebook».

Два-три десятка лет назад подростками мы могли сутки подряд читать какого-нибудь Фенимора Купера, забывая поесть и поспать. И да, с фонариком под одеялом, как бы смешно это не звучало сейчас. Можно было точно так же слушать музыку или смотреть в телевизор, а еще уйти в загул с пацанами во дворе, потеряв счет времени и едва не доведя родителей до инфаркта. А можно было доводить себя до голодного обморока, работая с книгами в библиотеке или с пробирками в лаборатории в рамках учебы в институте, или пытаясь сделать интересный проект на работе. Результат один, а пути к нему разные.

Самое некорректное, что можно было бы сделать — это свалить все это время, проведенное в Сети самыми разными людьми, в одну кучу. И в очередной раз поставить диагноз очередному «потерянному» поколению, еще заодно и пообещав ему «изменения в мозге». Без интернета сегодня в принципе невозможно обходиться, так что, возможно, самым разумным было бы задаться вопросом: а чем они действительно там занимаются? Но на этот вопрос исследование ответов не дает.

Реклама

Реклама