В какие аварии попадал SSJ100? | 360°

06 мая 2019, 15:51

Самолеты Sukhoi Superjet 100 попали в 8 ЧП за год. Их эксплуатацию приостановят?

Читать 360 в

Посадка Superjet 100 в Шереметьево, которая привела к гибели 41 человека, стала второй смертельной катастрофой в истории лайнера. SSJ100 — первый самолет, разработанный в России после распада СССР и с использованием исключительно цифровых технологий проектирования. Что из себя представляет SSJ100 — в материале «360».

Sukhoi Superjet 100 (другое название — SSJ100, а старое имя — Russian Regional Jet) является первым самолетом, разработанным в РФ после распада СССР, а также первым российским лайнером, созданным с использованием цифровых, безбумажных технологий. Разработчиком судна являются «Гражданские самолеты Сухого» и ряд иностранных компаний. Сейчас, например, КнААЗ поставляет элементы фюзеляжа (Ф2, Ф3, Ф4), крыло, а также управляющее программное обеспечение; НАЗ им. Чкалова — элементы фюзеляжа (Ф1, Ф5, Ф6), вертикальное и горизонтальное оперение; французские компании Thales и PowerJet поставляют авионику (системы, разработанные для всех бортовых приборов самолета) и двигатели SaM146, который используют в SSJ100; а американская B/E Aerospace — кислородную систему, интерьер и двери.

В 2001 году российское правительство анонсировало федеральную программу по развитию гражданской авиации, по которой предусматривалась государственная поддержка победившего проекта. В 2003-м в Росавиакосмосе прошло финальное рассмотрение представленных проектов: Ту-414, RJJ-75 и М-60-70. Победу одержал RJJ-75, после чего проект изменили в пользу увеличения пассажировместимости, поэтому RJJ получил приписку «95». Первый опытный экземпляр презентовали 26 сентября 2007 года, когда название поменялось на привычное Sukhoi Superjet 100. Первый полет судно совершило 19 мая 2008-го, а в эксплуатацию было введено 21 апреля 2011-го. До 2013 года планировалось выпустить 236 самолетов, но к 21 апреля 2019 года построили лишь 182 летных экземпляра.

SSJ100 предназначен для перевозки 98 пассажиров на дальность до трех тысяч или 4,6 тысячи километров. Всего таких аппаратов создали 186. В 2017 году SSJ100 налетали 124,2 тысячи часов. На разработку самолета Россия потратила около двух миллиардов долларов (129,3 миллиарда рублей), а сам лайнер стоит около 30 миллионов долларов (почти два миллиарда рублей).

Эксплуатанты первого российского самолета

В России SSJ100 используют многие перевозчики: «Аэрофлот» (50 SSJ100); «Ямал» (16); «Газпромавиа» (10); «Азимут» (9); «ИрАэро» (9); МВД России (1); МЧС РФ (2); СЛО «Россия» (2); «Якутия» (4); «РусДжет» (1); «Северсталь» (3). У мексиканской бюджетной авиакомпании Interjet 22 таких самолета, а у ВВС Таиланда — 3.

Было несколько компаний, которые отменили контракты. Например, ирландская CityJet перестала указывать в разделе «Флот» семь SSJ, оставив лишь иностранные суда. То же сделала индонезийская PT Sky Aviation, лаосская Lao Central Airlines, армянская Armavia, сообщил «Коммерсант». Также самолеты должны были получить ВВС Таиланда (получили три лайнера и отказались от поставок) и пограничная служба Казахстана (получила один и отказалась от поставок).

Жалобы на SSJ100

Весной 2017 года Министерство транспорта России подвело предварительные итоги эксплуатации самолета, после чего СМИ начали утверждать, что средний суточный налет российских машин меньше, чем у иностранных аппаратов. Так, в 2017 году средний налет SSJ100 составлял 3,3 часа в сутки, а бразильского Embraer E170 — шесть часов. Airbus 320/321 и Boeing 737 остановились на 10 часах в сутки. Причиной таких проблем стала нехватка и длительные сроки поставки запчастей, а также особенности конструкции двигателя, агрегаты которого имеют ограниченный ресурс и требуют планового ремонта после наработки от тысячи до четырех тысяч часов вместо заявленных 7,5-8 тысяч.

В ноябре 2017 года гендиректор мексиканской авиакомпании Interjet — одного из крупнейших эксплуатантов SSJ100 — Хосе Луи Гарза заявил о проблемах с двигателями SaM146, запчастями и обслуживаем, сообщали «Ведомости». При этом в марте 2019 года Interjet анонсировала, что может отказаться от этих самолетов из-за качества послепродажного обслуживания лайнеров. По информации РИА «Новости», компания пока использует SSJ100, но из семи лайнеров летает лишь пять.

В 2018 году авиакомпания «Якутия» сообщила о проблемах в графике летного сезона из-за дефицита двигателей, напомнил сайт Ykt. Их не хватало по причине высокой стоимости и продолжительности их ремонта. Из восьми двигателей полностью рабочими являлись лишь два.

Одна из крупнейших авиакомпаний и национальных перевозчиков Бельгии Brussels Airlines в 2018 году отказалась от Sukhoi Superjet 100 из-за частых проблем с оборудованием и отсутствия перевода ряда руководств по эксплуатации с русского языка.

По информации «Би-би-си», в авиакомпаниях, использующих SSJ100, нередки случаи простоя самолетов. В октябре 2018 года в крупных авиакомпаниях треть SSJ100 не летала. Как пишет сайт, «Аэрофлот» за шесть дней не выпустил 15 лайнеров из 50. У Interjet не летали больше месяца 16 воздушных судов из 22.

ЧП с участием SSJ100

С участием самолетов Sukhoi Superjet 100 было несколько реальных и потенциальных катастроф. Первая произошла в 2012 году в Джакарте, при выполнении демонстрационного полета. Лайнер столкнулся с горой Салак. Экипаж устроил демонстрационный полет в рамках тура Welcome Asia по шести азиатским странам: Казахстан, Пакистан, Мьянма, Индонезия, Лаос и Вьетнам. Погибли все люди на борту — 45 человек.

Мелкое ЧП произошло в 2013 году, когда SSJ100 проводил испытательный полет в Кеблавике (город на полуострове Рейкьянес в Юго-Западной Исландии). Лайнер совершил посадку с убранным шасси, а после ремонта вернулся на базу в Жуковском — это было 29 декабря 2013 года. На борту находились пять человек. Никто не погиб.

Ряд ЧП произошел за 2018–2019 годы. В июле 2018-го самолет совершил посадку на аэродроме Раменское с невыпущенным шасси после завершения испытательного полета. Спустя три месяца, в ноябре, лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутск из-за разрушения стойки шасси. Борт списали. В октябре 2018 года SSJ100 «Аэрофлота» вернулся в Шереметьево по технической причине. У лайнера сработал датчик невыпуска стойки шасси. В июне рейс из Иркутска в Петербург совершил экстренную посадку в аэропорту Барнаула из-за ложного срабатывания пожарной сигнализации на борту.

В апреле 2019 года вылет рейса SU 1351 Воронеж — Москва отложили почти на 11 часов из-за технического сбоя. В марте этого же года Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот» совершил экстренную посадку из-за треснувшего лобового стекла. В феврале SSJ100 столкнулся с мачтой освещения при рулении к месту стоянки в аэропорту Домодедово. Повреждены законцовка и предкрылок правого полукрыла.

Восьмая катастрофа за год произошла 5 мая 2019 года, в воскресенье. Лайнер загорелся при аварийной посадке в Шереметьево. Погиб 41 человек из 78.

После последнего ЧП с участием Sukhoi Superjet 100 граждане создали петицию, требующую запретить использование этих самолетов в России. На момент публикации статьи документ подписали более 8,5 тысячи человек. Компания уже принесла соболезнования родственникам погибших. Представители производителя SSJ100 вошли в комиссию, которая расследует катастрофу.

Минтранс пока не видит оснований для приостановки эксплуатации SSJ100. «Нет оснований [для приостановки полетов]», — сказал журналистам глава ведомства Евгений Дитрих. Ранее в Росавиации сообщили «Интерфаксу», что причин для прекращения полетов Superjet 100 нет. «Пока работает комиссия, делать любые выводы преждевременно», — сказал представитель ведомства.

Авиакомпания «Ямал» уже заявила, что примет решение о самолетах Sukhoi SuperJet 100, когда станут известны итоги расследования катастрофы в Шереметьево.

Реклама

Реклама