06 февраля 2019, 18:44

Непрерывное образование. Разработчик исследования PISA — о плюсах и минусах обучения в России

Читать 360tv в

Насколько высок в России уровень образования в сравнении с другими странами, сможет ли компьютер заменить учителя и как изменится преподавание в будущем — об этом в интервью «360» рассказал директор департамента образования и навыков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разработчик международного исследования PISA Андреас Шляйхер.

Учитель или компьютер

По словам эксперта, образовательный процесс за последние десять лет претерпел большие изменения. Большую роль в обучении стали играть технологии и искусственный интеллект. Кроме того, акцент все меньше делается на зазубривании и все больше на практическом опыте.

«Что делает образование успешным сегодня: способность студентов мыслить креативно, решать сложные задачи, работать в команде. Технологии тоже способствуют этому. Они дают возможность познавать мировой опыт, а не просто штудировать учебник, позволяют внедрять больше инновационных педагогических практик», — сказал Шляйхер.

В качестве примера он привел виртуальные мастерские и дистанционные курсы, которые 10 лет назад почти никто не использовал в преподавании. По мнению Шляйхера, важным прорывом стала возможность тесной коммуникации учителей со всего мира. Научный прогресс позволяет им теперь на расстоянии обмениваться успешными практиками, создавать совместные программы. «Это стало революционным изменением», — отметил эксперт.

При этом Шляйхер усомнился в том, что технологии когда-нибудь смогут полностью заменить реального учителя. Как пояснил специалист, образование — очень социальный процесс, который происходит при взаимодействии с другими, поэтому участие живого человека просто необходимо.

«Однако технологии изменят роль учителя, безусловно. Процесс передачи знаний потеряет большое значение, поскольку компьютер в этом уже сегодня очень хорош. Но педагог будет нужен в роли хорошего тренера, наставника, посредника. У него появится больше времени на то, чтобы достучаться до учеников, мотивировать их к развитию», — сказал Шляйхер.

Так, по его мнению, можно будет меньше уделять внимания механике преподавания и административной рутине. Таким образом, технологии скорее усилят и изменят работу преподавателей, а не вытеснят их из школ и университетов.

Плюсы и минусы образования в России

Что касается сравнения уровня образования в разных странах, то для специалистов это не всегда простая задача. Студенты учатся по разным системам, обучаются разным вещам и начинают ходить в школу в разном возрасте. Это не легко сопоставлять, но можно сравнить результат — способен ли выпускник мыслить как ученый, философ или математик. И вот здесь показатели уже разнятся, пояснил Шляйхер.

«Российские студенты, как правило, демонстрируют высокий уровень знания учебной программы точных наук, в частности, математики. Когда мы говорим о гносеологии, концептуальном понимании — здесь уже студенты Китая показывают лучшие результаты. У всех разные сильные и слабые стороны», — отметил он.

Эксперт подчеркнул, что особое внимание должно уделяться подготовке и развитию самих учителей. Во многом это предопределяет тот уровень знания, которым будут обладать студенты.

«Качество образования никогда не будет выше качества подготовки преподавателей. Предварительная подготовка очень важна, и в России она есть: учителя здесь с высоким уровнем, есть курсы в университетах, однако непрерывному образованию тут уделяют куда меньше внимания», — заметил Шляйхер.

По его словам, во многих других странах учителя могут тратить значительную часть рабочего времени на самообучение: они анализируют уроки коллег, работают в группах педагогов, делятся опытом.

«В России на этом акцент пока не сделан. Но если вы хотите, чтобы у учеников действительно было непрерывное образование, они должны увидеть то же самое и у своих преподавателей», — пояснил представитель ОЭСР.

Будущее за саморазвитием

Ключ к успеху в образовании — учить меньшему числу вещей, но гораздо глубже, убежден Шляйхер. Сейчас, по его мнению, специалистам стоит обратить внимание на учебную программу и внести важные коррективы.

«Возьмем математику. Мы тратили уйму времени на освоение тригонометрии. Когда вы спросите математика о ее ценности, он ответит, что это очень специфическая вещь, не та, которую обязательно нужно знать. Если вы спросите экономиста или специалистов социальных наук о тригонометрии, они вам ответят, что не используют эти знания. Тогда зачем мы учим это в школе?» — задался вопросом Шляйхер.

При этом эксперт подчеркнул, что не принижает важности математики. Однако во многом учебный план строится на наследии прошлых веков, когда знание той же тригонометрии было необходимо, чтобы, скажем, измерить размер своего участка или построить дом. Сейчас научному сообществу следует задуматься, какая часть математики и других фундаментальных предметов нужна молодежи сегодня.

Шляйхер также отметил, что не менее важную роль сегодня и в дальнейшем будет играть саморазвитие. Скоро станет принципиально важным уметь мыслить «междисциплинарно», за рамками отдельного предмета.

«Мы живем в сообществе, которое непрерывно обучается. Раньше нам нужно было учиться, чтобы работать. Сегодня учеба — это уже работа. В этом разница. Нет конкретного сайта или программы, которую нужно осваивать. Нужно использовать все возможности для обучения, что окружают нас. Библиотеки, онлайн-курсы — средств великое множество, и именно это предопределит наш успех в будущем», —заключил Шляйхер.

Реклама

Реклама