ВТБ купил контрольный пакет акций «Магнита» за 138 млрд рублей, но акционеры недовольны. Почему? | 360°

16 февраля 2018, 18:56

ВТБ купил контрольный пакет акций «Магнита» за 138 млрд рублей, но акционеры недовольны. Почему?

Читать 360 в

-

Российский бизнесмен и создатель самой крупной в стране розничной сети продуктовых супермаркетов «Магнит» Сергей Галицкий решил покинуть рынок. Предприниматель продал 29% акций госбанку ВТБ. Соответствующее соглашение стороны подписали на Российском инвестиционном форуме в Сочи.

Реклама

«Пришло время что-то изменить в своей жизни. Это было хорошее время. Это было непростое решение. Я основал эту компанию. Но ничто не вечно. Толчком послужило то, что инвесторы не совсем так видят будущее, как основатель. Я не должен стоять поперек процесса, если инвесторы хотят изменений, они должны их получить», — прокомментировал свое решение о продаже Галицкий.

По словам бизнесмена, сумма сделки составила 138 миллиардов рублей. Она будет закрыта после официального одобрения со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). После завершения сделки Галицкий останется миноритарным акционером «Магнита» с 3% акций, но покинет пост гендиректора. Совет директоров уже одобрил отставку. Его должность займет финансовый директор Хачатур Помбухчан, с которым уже заключен контракт на три года.

Сергей Галицкий решился на продажу активов, поскольку устал от «продуктового» бизнеса, предположил в разговоре с «360» начальник аналитического департамента УК «БК Сбережения» Сергей Суверов. «Возможно, у него недостаточно средств для развития другого направления, которым ему хотелось бы заняться. Не секрет, что Галицкий сейчас активно вкладывается в развитие детского и юношеского спорта в стране», — отметил эксперт.

Для ВТБ «Магнит» интересен в качестве новых точек продаж своих кредитных продуктов, заявил в беседе с «360» экономист компании Lakeshore International Александр Просвиряков. «Магнит» считается крупнейшей розничной сетью в России по количеству магазинов. К концу 2017 года сеть насчитывала свыше 12,1 тысячи магазинов в формате «у дома», 243 гипермаркета, 208 магазинов «Магнит Семейный» и 3,8 тысячи магазинов «Магнит Косметик».

ВТБ купил акции по двум причинам. Во-первых, госбанк в коллаборации с «Почтой России» собирается создать сервис по курьерской доставке товаров из «Магнита», по типу того, как это делает Amazon на Западе. Во-вторых, ВТБ вложился в торговую сеть в качестве пассивных инвестиций, чтобы через пару лет продать активы и получить прибыль — Александр Просвиряков.

Акционеры против

По итогам сделки группа ВТБ становится крупнейшим акционером розничной сети. Такой результат категорически не устраивает некоторых миноритариев «Магнита». Как рассказал «360» Денис Спирин, директор по корпоративному управлению компании Prosperity Capital Management, фонды которой входят в состав акционеров «Магнита», соглашение между ВТБ и Галицким фактически нарушает права других акционеров. В соответствии с законодательством, тот акционер, который приобрел 30% акций компании, обязан выставить оферту другим миноритариям, то есть предложить акционерам выкупить их ценные бумаги.

Нас не устраивает эта сделка по продаже, по сути, контрольного пакета акций. ВТБ получает фактический контроль над «Магнитом», но при этом освобождается от обязанности делать оферту миноритариям. Это получилось из-за того, что господин Галицкий из 32% своих акций специально продал 29% для того, чтобы у ВТБ была лазейка. Это плохая практика корпоративного управления, мы разочарованы — Денис Спирин.

Реакция рынка

Сделка по продаже акций компании заключена на фоне снижения интереса инвесторов к «Магниту». После объявления результатов соглашения акции компании просели на 5–7% до 4,6 тысяч рублей за ценную бумагу. Рынок скептически отнесся к сделке, так как инвесторы не совсем понимают, как дальше будет функционировать компания. «Большинство инвесторов на российском рынке — это иностранные бизнесмены, которые негативно реагируют на сращивание государственного и частного сектора экономики. В ближайшее время распродажи акций еще продолжатся», — отметил Сергей Суверов.

Инвесторов беспокоит и сокращение выручки «Магнита», добавил Александр Просвиряков. За 2017 год чистая прибыль сети снизилась на треть и составила 35,5 миллиардов рублей против 54,4 миллиарда рублей в предыдущем году. По итогам прошедшего года сеть впервые за свою историю уступила главному конкуренту X5 Retail Group, куда входят бренды «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».

«Капитализация „Магнита“ за последние годы упала: об этом свидетельствуют как последние финансовые отчеты компании, так и оценка пакета акции Галицкого. Участники рынка поняли, что фактическая цена ценных бумаг не выше пяти тысячи за штуку, и решили скорректировать свой инвестиционный портфель, продав часть акций», — резюмировал Просвиряков.

Реклама

Реклама