27 февраля 2019, 00:01

Лоха найду на YouDo. Почему на популярном сервисе поиска работы так много мошенников

Читать 360tv в

В 2012 году в России в его нынешнем виде заработал популярный сервис поиска разовой работы. Но постепенно условия для исполнителей все ухудшались, что привело к появлению, мягко говоря, недобросовестных нанимателей, а работники все чаще теряли деньги.

История успеха

Принцип работы YouDo весьма прост. Заказчик размещает задание в любой из 16 категорий сайта. В нем он указывает размер оплаты и другую информацию. Затем выбирает исполнителя из числа откликнувшихся, а после выполнения работы оставляет отзыв о временном сотруднике. При этом исполнитель обязан пройти процедуру верификации на сайте.

Сервис быстро стал популярным, его услугами пользовались при подборе персонала на «Пикник „Афиши“», фестиваль «Яркие люди» и другие крупные столичные мероприятия. По состоянию на 2018 год там были зарегистрированы 2,5 миллиона пользователей. В 2019-м журнал Forbes включил YouDo в топ-20 самых дорогих компаний Рунета.

Поначалу YouDo взимал комиссию c исполнителей выполненных заданий. Ее размер составлял 5-15% в зависимости от оплаты: чем она выше, тем ниже комиссия. Затем владельцы поняли, что тех, кого не выбрали, гораздо больше и изменили бизнес-модель. С 2016 года платить пришлось просто за возможность откликнуться на объявление, размер комиссии, кстати, увеличился.

Мошенники на сайте

Дальше — больше. В 2018 году YouDo заблокировал возможность общения заказчиков и исполнителей через комментарии. К тому же работники не видят, сколько одинаковых предложений разместил наниматель, и посмотрел ли он его отклик. А размещая предложение, исполнитель молчаливо соглашается, что комиссию ему не вернут при любом исходе. Подобная непрозрачность породила возможность для злоупотреблений и даже мошенничества.

Очень распространенная схема. Исполнителю поручают скачать какое-нибудь приложение для тестирования на смартфон с Android. После авторизации программа позволяет создателю получить удаленный доступ телефоном и передает его данные. У людей воруют небольшие суммы в 100-150 рублей, надеясь, что из-за такой мелочи никто в полицию не пойдет. Особо доверчивых исполнителей мошенники с сайта «разводят» даже на документы.

К слову, исполнители могут приобрести на сайте различные пакеты для экономии средств на комиссии. Но и тут все не слава богу. Резко увеличилось число жалоб на нанимателей с одинаковыми или фейковыми заданиями, на каждое из которых кто-то откликается, платит, но заказ так и уходит в архив. Некоторые полагают, что их размещают боты.

Пользователь Livejournal mazday909 загнал фотографию одной из заказчиц в программу поиска людей по фотографии. Нашел 62, двойняшки… тройняшки… монозиготных сестры.

Многие работники откликаются, платят комиссию, выполняют работу, но работодатель безнаказанно «уходит в закат», кидая исполнителей.

Но и заказчики иногда тоже плачут. Annetta06 рассказала на Pikabu, что нашла на YouDo бригаду рабочих для поклейки обоев. К ночи, когда беременная девушка засыпала на ходу, они закончили. При свете дня будущая детская выглядела ужасно. Прораб на звонки отвечать перестал, а администрация просто забанила его, как исполнителя.

«Лечение конкурентностью»

Юрист и эксперт по трудовому праву Галина Енютина, пояснила, что мошенничество — желание получить какую-то выгоду и не платить за это. Поэтому, если исполнитель так и не получил задания, а комиссия была списана, нужно обращаться к сервису и просить о возврате комиссии.

«Сервис берет деньги за посредничество. В данном случае некачественно сработал, как посредник. Они ведь берут комиссию как бы за заказ, а получается, что не отследили», — уточнила Енютина.

Правда, с другой стороны можно вести речь о предпринимательском риске. Например, уборщик откликнулся на 10 объявлений о найме, но нашел только пятерых заказчиков. «Если из 10 вы заплатите за пять левых кликов — это предпринимательский риск, связанный с использованием этой платформы. Можно в таком случае вести разговоры по ее совершенствованию», — сказала она.

Случаи, когда заказчик размещает множество одинаковых объявлений, а потом передумывает кого-то нанимать, теоретически, тоже можно счесть мошенничеством. Но доказать это гораздо сложнее. Ведь подобные действия не запрещены законом.

«При наличии конкретной схемы, как они действуют, это можно было бы назвать мошенничеством. Я бы назвала это недобросовестным поведением, которое может быть квалифицировано при определенных обстоятельствах как мошенничество. Если доказать умысел опять же», — добавила юрист.

К сервису вопросы, по ее мнению тоже есть. Хотя площадка не может отследить всех недобросовестных пользователей, но жалобы можно расследовать и возвращать деньги как заказчикам, так и исполнителям, впустую потратившимся на комиссию. А также ввести электронные договора, где будут прописаны все условия.

Народ все устраивает и площадку накажут конкуренты. Если будет сервис, который учтет минусы конкурента — армия фрилансеров перейдет туда. А пока даже обманутые люди будут сейчас пользоваться этим сервисом. Все это лечится конкурентностью», — заключила Енютина.

Выбирай, где искать работу

В пресс-службе HeadHunter «360» рассказали, что для поиска постоянной работы лучше обращаться на специализированные онлайн-площадки поиска работы, в кадровые агентства или к профессиональным рекрутерам. Там риски соискателей минимизируются. В частности, на hh.ru все работодатели проходят идентификацию, документально подтверждая, что являются реальными компаниями, нуждающимися в персонале. А доски объявлений типа YouDo созданы для фрилансеров или людей ищущих разовые подработки.

«Такие площадки являются неотъемлемой частью „шеринговой“ экономики и играют важную роль в развитии „самозанятости“ части экономически активного населения. В целом, такие площадки стараются учесть и нивелировать все риски мошенничества. Поэтому стало выгодно использовать такую модель заказа услуг», — пояснили в пресс-службе.

На некоторых площадках, например, НRspace, деньги за услугу платит заказчик. После создания предложения с его счета резервируются деньги. Поэтому плодить тысячи одинаковых объявлений ему не выгодно, их размещение тоже придется оплатить.

А вот все все конфликтные ситуации на досках объявлений должны регулироваться правилами работы площадки, либо публичными офертами. Заказчикам следует читать отзывы и выбирать исполнителей с высоким рейтингом, пусть даже придется немного им переплатить. А исполнители, в свою очередь, могут выбирать только те площадки, где оплата происходит по факту получения заказа, а не за отклик, и есть возможность для общения с заказчиком.

«На многих площадках есть опция пост-оплаты, так называемая „безопасная сделка“, когда денежные средства резервируются площадкой до исполнения обязательств и получения положительной обратной связи от обеих сторон. Это позволяет минимизировать риски и для исполнителя, и для заказчика», — заключили в пресс-службе.

Реклама

Реклама