19 января 2019, 00:01

Его величество доллар. Почему современные песни становятся проще и теряют смысл

Читать 360tv в

Скачивать музыку уже давно не только незаконно, но и немодно. Мир захватили стриминговые музыкальные сервисы, на которых можно за небольшие деньги купить понравившиеся композиции. Компакт-диски также уже отходят на второй план и зачастую покупаются только истинными поклонниками исполнителей. Теперь движущая сила заработков певцов как в России, так и за рубежом — Spotify, Apple Music и их прочие стриминговые «коллеги». И это настоящая проблема для музыкального искусства.

Почти каждый стриминговый сервис позволяет слушателю перед тем, как купить то или иное произведение, ознакомиться с 30-секундным отрывком композиции. Заветные части отбираются случайным образом: пользователю могут включить вступление, либо припев песни. И каждая из этих секунд должна поразить и поглотить потенциального покупателя.

А можно покороче?

Музыкальный аналитик Мартин Коннор заявил, что из-за этого музыкальные композиции стали менее глубокими по смыслу и проще по музыкальному наполнению. Стриминговые сервисы повлияли даже на длительность песен — теперь никто не хочет слушать долгие вступления, наслаждаться симбиозом множества музыкальных инструментов. Музыка упростилась и ужалась, заявляет Коннор.

Многие исполнители, заботясь о больших продажах, совсем не думают о качестве своего продукта. Со временем слушатели к этому привыкают и начинают ценить и современную музыку, забывая о ее содержательном прошлом.

Ярчайший пример — песня Rockstar рэпера Post Malone. Композиция состоит из зацикленного припева, однако он настолько запоминающийся своим навязчивым мотивом, что сумел угодить в престижный чарт Billboard Hot 100.

В него, напомним, попадают композиции, набравшие наибольшее число проданных копий за неделю. Незамысловатая песенка продержалась на вершине списка восемь недель подряд — не рекорд в истории чарта, но все же очень яркий и показательный результат.

Издание Quartz подошло к исследованию слов Коннора с максимальной скрупулезностью и проанализировано ряд современных популярных артистов. Так, оказалось, что американский исполнитель Кендрик Ламар в своем первом альбоме выпускал песни, каждая из которых в среднем длилась 5,37 минуты. В его последнем альбоме композиции в среднем играют по 3,57 минуты.

Музыкальный фаст-фуд

В разговоре с «360» музыкальный продюсер Иосиф Пригожин согласился, что музыка в последние годы идет на упрощение. На радио, отметил он, существует особый тест на узнаваемость — мол, если за первые полминуты ты не можешь определить, что именно за песня играет, значит, она так и не стала узнаваемой, а поэтому ее рейтинг неминуемо упадет. Композиции сейчас должны «цеплять», в каждой из них обязан быть хук — часть, которая особенно западает в память или удивляет.

«Это должна быть узнаваемая песня и скорее даже оригинальная. Например, песню Staying Alive можно узнать за 30 секунд сразу. Сейчас вступления большие не работают, и это правда. Произведение должно начинаться как можно быстрее. Потому что если делать вступления мощные, то песня просто „уплывет“», — рассказал Пригожин.

По словам продюсера, нынешняя музыка больше напоминает конструктор. Если раньше композитору нужно было обладать «консерваторским знанием» и мастерски разбираться в нотах, аккордах, тональностях, то сейчас от них требуется только знать бит и чувствовать ритм. «Достаточно сегодня разбираться в технологиях, чтобы называться композитором», — добавил собеседник «360».

Вся вина на караоке

На российскую музыкальную сферу влияет не только западная индустрия, но и… караоке. По мнению Иосифа Пригожина, российской «попсой» сейчас управляют люди, которые «набирают свои сто баллов в караоке и думают, что теперь они разбираются в музыке не хуже других».

Такие люди также формируют и тексты для песен. Сложные для понимания современной молодежи стихи Рождественского заменяются «разговорной речью о сегодняшней жизни».

«Я не хочу называть себя старпером, но произошла подмена поднятий, которая уже неисправима, ее поменять невозможно. Лавина носит иной характер. Музыка превратилась в фастфуд, ширпотреб ежедневного потребления», — заключил Пригожин.

Главное — чтобы слова повторялись

У современного поколения, тем не менее, другое мнение: так, рэпер T-Killah в разговоре с «360» отметил, что «лучше человек несколько раз послушает одну и ту же песню, чем одну, но очень долгую». Собеседник подчеркнул, что стриминговые сервисы действительно сделали музыку иной: песни становятся не только короче, но и более наполненными разными приемами.

«Нужно уложить сразу все — желательно и куплет, и припев и какую-то изюминку, которая могла бы заинтересовать слушателя. Если мы говорим о попсовой музыке, о том, что популярно, то самое главное — это заводной мотив, простые слова. А если они еще и будут постоянно повторяться, то вот, пожалуйста, успех и хитовая песня. Если много заморочек и глубокий смысл — это тоже имеет место быть, это тоже здорово, но менее хитово», — заявил T-Killah.

Реклама

Реклама