Google прекратил работу над скандальным проектом Dragonfly | 360°

18 июля 2019, 00:01

Дракон не взлетит. Почему Google отказался от скандального китайского поисковика

Читать 360 в

Впервые с 2018 года Google сказал что-то официальное по поводу поисковика Dragonfly в Китае. Сервис должен был автоматически убирать из выдачи ссылки на запросы, заблокированные «Великим китайским фаерволом», но стало известно, что Google даже не работает над подобным проектом. Какова история и особенность Dragonfly, разбирался «360».

Dragon не будет fly

Вице-президент Google по связям с правительством и общественностью Каран Бхатия официально заявил, что в Китае проекта Dragonfly не будет. «У нас нет планов по запуску поисковика в Китае, мы не работаем над таким проектом», — сказал он.

Реклама

Это заявление — первый официальный комментарий по поводу закрытия поисковика за почти два года, так как на протяжении этого времени Google избегал прямого ответа на вопросы, связанные с проектом. Лишь в октябре 2018-го генеральный директор Google Сундар Пичаи отметил, что компания не будет запускать поисковик для Китая.

Страж цензуры

Впервые о том, что Google разрабатывает для Китая прототип системы для связи поисковых запросов с номерами телефонов, стало известно весной 2017 года. Проект назвали Dragonfly. Он должен был стать частью поискового сервиса, удовлетворяющего китайской цензуре, так как поисковик Google не работает на территории этой страны с 2010 года.

Разработка сервиса держалась в секрете до тех пор, пока в августе 2018-го анонимный источник не сообщил сайту The Intercept, что Google создает поисковик, посягающий на личную свободу граждан. Отмечалось, что сервис может привязываться к номеру телефона и тем самым упрощать отслеживание поисковых запросов пользователей. В августе того же года Google разработал инструмент под названием BeaconTower. Он помог создать список из тысяч запрещенных в Китае сайтов, в том числе «Википедию».

Новое приложение компании должно было ограничить доступ к данным из черного списка: информации об оппозиции, свободе слова, запрещенным в стране сервисам, включая Facebook и Twitter. Служба должна была распространяться на все аспекты поисковика, включая поиск по фото.

В августе 2018 года стало известно, что около 1,4 тысячи людей написали письмо в компанию, чтобы там объяснили детали разработки. Потом еще около 300 сотрудников Google потребовали от компании отказаться от проекта поисковика.

https://twitter.com/amnesty/statuses/1067488964167327744

Главное — прибыль?

Китайский рынок является лакомым кусочком для всей IT-индустрии, потому что с самого начала местный интернет был закрытым. Это значит, что создание поисковой системы принесло бы Google серьезную финансовую выгоду. Сейчас многие китайские компании пользуются продуктами Google: Meizu, Xiaomi — все они используют платформу Android для своих мобильных устройств. Следовательно, Google уже сейчас получает значительную прибыль от китайского рынка, а поисковик лишь увеличил бы его доход.

Генеральный директор компании по разработке мобильных приложений Reactive Phone Solutions Иван Семенов считает, что рынок Китая является одним из самых перспективных. По его словам, мобильные технологии там массово используют даже пенсионеры — они оплачивают покупки QR-кодами.

«Все сети поражения — это коммерческая история. Зачем вообще создали Instagram? Это ведь не нужно какой-то определенной стране, какому-то определенному правительству. Это нужно людям, это закрывает их потребности. Например, люди хотели делиться фотографиями — классно, создался такой проект. Нужен ли Dragonfly Китаю? Не нужен. Ему нужно, чтобы все проекты, которые действуют в рамках Китая, соблюдали определенные вещи — то, что у них есть запретные темы, могут устанавливать ограничения», — высказался Семенов в интервью «360».

Получается, что отказ компании от разработки поисковой системы Dragonfly лишил ее существенной потенциальной прибыли. Но, как оказалось, в финансовом плане не все было так гладко, как кажется на первый взгляд. Основатель компании DriverPack Solution Артур Кузяков рассказал «360» о главных причинах закрытия потенциально прибыльного проекта.

«Разработка поисковой системы — это довольно затратная история, что очевидно всем. Особенно когда у страны есть невероятно высокие требования. Поэтому, с одной стороны, очевидна финансовая сложность при своде экономики во время таких продуктов. Первая причина: проект может не окупиться. Вторая: есть политические сложности в отношениях IT-компаний в последнее время, которые могут сделать невозможным создание подобных проектов. Другими словами, инвестиции Google в создание киберпродукта только для Китая могут привести к тому, что Китай просто заблокирует их, и тогда все вложенные деньги будут потерянны. То есть вторая причина — это высокие риски», — пояснил он.

Реклама

Реклама