27 февраля 2019, 19:13

Чего боится человек. «Левада‐центр» провел исследования о том, что тревожит россиян более всего

Читать 360tv в

В феврале исследователи «Левада-центра»* определись с показателями социологических опросов о том, что больше беспокоит российских граждан, а именно: с чем им приходится засыпать и просыпаться с наибольшим волнением.

Исследования проводились в период с 15 по 20 февраля по репрезентативной выборке среди как городского, так и сельского населения и охватили 137 населенных пунктов в 50 субъектах федерации. Вопросы задавались 1600 респондентам старше 18 лет.

Реклама

Итак, наибольшее беспокойство у наших соотечественников вызывает проблема роста цен. 62% опрошенных посчитали, что именно это для них самое важное. Это, разумеется, касается подавляющего большинства населения страны — как трудящегося, обучающегося, так и пенсионного и находящегося в предпенсионном возрасте, для кого любое повышение цен на продукты питания, ЖКХ, предметы быта и одежду, горючее вызывает стресс. Большая категория людей замечает рост даже на десять копеек, потому что в последние годы они уже были приучены к строгому контролю за собственным бюджетом, что каких-то лет пять назад касалось еще далеко не всех. Это вообще было несвойственно нескольким поколениям наших соотечественников, несмотря на то, что в целом люди жили бедно, не имея возможности отложить что-нибудь на будущее. Но мысль о том, что государство не даст «умереть с голоду», трудоустроит и накормит даже лентяя, не отпускала людей и мешала правильно рассчитывать свои силы и доходы. Но общественный фон претерпел коррекцию и теперь всем стало понятно, почему так бережливы американцы, немцы или французы, почему они и даже темпераментные итальянцы так дотошны в расчетах и не откажутся ни от каких скидок или попутных льгот. Новая российская генерация, похоже, придет к тому же самому в самое ближайшее время уже в полном объеме. Поэтому этот ответ подтверждает серьезное отношение россиян к проблеме ценообразования. Пусть это даже имеет лишь косвенное отношение к этому классическому вопросу в экономике.

По данным «Левада-центра»*, 41% опрошенных обеспокоен безработицей. Несомненно, это имеет уже не косвенное, а прямое отношение к первой проблеме — рост цен на товары, — так как отсутствие работы или страх ее потерять делает вопрос выживания очень актуальным. Это тоже появилось в российской жизни относительно недавно. Начало было взято в довольно отдаленном периоде, когда рухнули целые индустрии, закрывались одно за другим промышленные предприятия, а работа была только в лоточной торговле. Сегодня эта проблема пребывает в стадии формирования новой для нас системы деловой востребованности. Без развития мелкого и среднего бизнеса вопрос трудоустройства уже не решить. Дело в том, что наибольшая концентрация населения отмечается там, где функционируют крупные, системообразующие предприятия, вокруг которых появляется современный «посад», требующий развития бытовой инфраструктуры. Та, в свою очередь, дает много рабочих мест, а значит, и минимального заработка. Но там, где промышленность отсутствует или была когда-то свернута, для населения работы нет. Мало того, что невозможно найти своего работодателя, но еще и покупательная способность соседей по городу, поселку или деревне предельно низкая. Таким образом, наличествует взаимная невостребованность производителя услуг или товаров и потребителя. Все это, разумеется, усугубляется страхом потерять работу, хотя многие не отдают себе отчет, что именно их более всего пугает: потеря заработка как такового или вынужденное переселение в более оживленные места, когда понадобится бросить на произвол судьбы все, что было приобретено или накоплено. Поэтому этот 41% опасающихся безработицы растекается на куда большее пространство, чем если рассматривать их в прямом, а не косвенном аргументировании.

В соответствии с теми же исследованиями на третьем месте по негативным ощущениям стоит проблема расслоения в обществе. Об этом заявили 34% респондентов.

Первая и вторая позиции, о которых мы говорили, уже не косвенно, а прямо связаны с третьей. Скорее всего, это все одни и те же люди. Социальный лифт, работающий открыто и без остановок, является главной гарантией того, что даже рост цен и опасение потерять работу в какой-то момент могут быть компенсированы реальной надеждой на карьерный или коммерческий (в частном производстве и сфере услуг) рост, чему должны быть регулярные примеры. Но чувствовать, что некуда податься, некому пожаловаться, не на что надеяться, при этом наблюдать за роскошью тех, кому либо вдруг повезло, либо есть надежная опора в жизни — все это вызывает раздражение и временную депрессию, которая может вылиться в самые разные личностные или даже социальные явления. Именно потому и «временная», так как требует долгого внутреннего переваривания и осознания. Более трети опрошенных связывают эти проблемы с понятием социального расслоения в обществе и не без оснований опасаются развития этого как по существу, так и по последствиям.

Тем, что все дело в кризисных показателях экономики, озабочены лишь 28% опрошенных, хотя именно это и является одной из главных причин, вызывающих страх в обществе образованных и аналитически мыслящих людей. Но у нас этому уделяет внимание лишь своего рода интеллектуальная элита, которая представлена на всех этажах общества не слишком щедро.

Еще меньшее количество людей связывает свои негативные ощущения с экологией, а именно 19% от общего числа опрошенных. Это либо по той же причине, о которой мы упомянули в предыдущем абзаце, либо потому, что они не связывают свою жизнь и свою трудовую деятельность с состоянием дел в окружающей среде и глобальными климатическими изменениями. А ведь это подчас и диктует политику в промышленности, а следом за тем в сфере востребованности работников, как и ценообразовании. Опять же, поначалу в косвенном выражении, но постепенно перерастающем в прямое влияние. Но отсутствие зависимости жизни людей от принятия решений в области охраны природной среды и организации «грязных» производств приводит к безразличию в этих оценках. Отсюда и столь малый процент тех, кто об этом хотя бы задумался. Те, кто укрепляет свое личное благосостояние и обладает реальными рычагами влияния на политику и экономику страны, этим пользуются в любое удобное для их бизнеса время. Но опрошенные об этом почти не задумываются, так как опасаются более прямых угроз для своей жизнедеятельности.

Почти столько же, а именно 18%, обеспокоены состоянием общественной морали и нравственности. Это вообще вопрос культуры, воспитания и ощущения человека себя частью общества и гражданином страны. По существу, эти люди более всех из опрошенных (или в части их) являются сдержанно настроенными ко всем остальным негативным проявлениям в жизни, потому что искренне считают, что дело не в экономике, а в том, как отражается действительность в общественном сознании и что должно быть определено в качестве табу. Могут ли они быть нравственной опорой общества в преодолении сложностей в настоящие времена, почти определенно можно сказать, что вряд ли. Думаю, что этими 18% являются те респонденты, которые либо материально уже обустроены в жизни, либо, утеряв на это всякую надежду, всю вину возлагают больше на слово, нежели на дело. Это свойственно старшему поколению. Поэтому есть подозрение, что именно таково было процентное количество пенсионеров и респондентов предпенсионного возраста, которые приняли участие в опросе.

Все это довольно полно характеризует сегодняшнее положение вещей в общественном сознании и должно быть учтено крайне серьезно теми, за кем главные решения.

* организация является иноагентом.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Авторы:

Реклама

Реклама